Российские власти готовятся в очередной раз реформировать систему техосмотра. Новые важные изменения вступят в силу с 1 марта 2022 года. Так, для водителей введут новый штраф в 2 тыс. руб., сотрудники ГИБДД по-новому будут проводить осмотр автомобилей, а получить диагностическую карту станет гораздо сложнее. Мы решили разобраться во всех нововведениях, которые вступят в силу уже с 1 марта, и выяснить, какие изменения ожидают автомобилистов в дальнейшем (их тоже будет очень много).
С 1 марта в России вступят в силу изменения в КоАП, позволяющие выписывать водителям штраф за управление машиной без техосмотра. Это правило касается только тех автомобилистов, для которых прохождение процедуры осталось обязательным. Например, это касается коммерческого транспорта, принадлежащего юрлицам: такси, автобусы и грузовики. Что касается владельцев частных автомобилей и мотоциклов, то для них получение диагностической карты осталось обязательным при перерегистрации автомобиля старше четырех лет в ГИБДД и при внесении изменений в конструкцию машины любого возраста. Водителей, которые проигнорируют эти требования, с 1 марта начнут штрафовать на 2 тыс. рублей. Как уточнили в Госавтоинспекции, в течение суток нарушитель может быть оштрафован только один раз
Штрафы за отсутствие техосмотра изначально будут выписывать лично инспекторы ГИБДД. Изначально планировалось, что вычислять нарушителей смогут дорожные камеры. Однако, в Госавтоинспекции признались, что пока технические трудности не позволяют в запустить автоматическую фиксацию нарушений с 1 марта.
Оказывается, до сих пор полностью не налажена синхронизация камер с базами данных. Поэтому, иногда комплексы не могут корректно проверять годы выпуска автомобилей, определять тип транспортного средства, а также проверять возможное нахождение в реестре легковых такси. Впрочем, отказываться от этой идеи власти не собираются — техническим специалистам дано задание найти скорейшее решение этот проблемы.
В ГИБДД пообещали, что отмена обязательного техосмотра не станет поводом для снижения внимания к техническому состоянию автомобиля. Дело в том, что у дорожных полицейских все равно осталось право осмотреть автомобиль и потребовать заезда на стационарный пункт даже при наличии у водителя диагностической карты. Однако сделать это можно будет только в том случае, если техническая неисправность видна визуально. Если диагностическая карта у водителя на руках, а неисправностей не видно невооруженным глазом, автомобиль, в том числе и старый, проверке не подлежит.
Другая ситуация — у водителя отсутствует диагностическая карта, и, по закону она ему не требуется. В таком случае инспектор может проверить машину с учетом возможностей, которые у него есть. Например, это может быть визуальное определение технических неисправностей. Впрочем, в арсенале ГИБДД имеются и передвижные лаборатории, которые позволяют проверять техсостояние транспортных средств в полном объеме.
При этом, в КоАП РФ сохранилась общая норма о штрафах за управление автомобилем при наличии неисправностей. За нарушение по-прежнему будут предусмотрены наказания в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ). В отдельных случаях даже возможно отстранение водителя от управления автомобилем и задержание машины.
Также с 1 марта изменятся правила фотографирования автомобилей на техническом осмотре. Как говорится в приказе Минтранса, автомобили необходимо будет снимать со всех сторон. Кроме этого, фотографировать нужно будет и самого технического эксперта. Наконец, при использования передвижной диагностической линии один из снимков должен содержать, в том числе изображение роликового тормозного стенда. Кроме этого, вводится запрет на все фотоэффекты — файлы не должны подвергаться никакому редактированию. При этом координаты нахождения автомобиля должны находиться в радиусе не более 40 метров от координат пункта.
Ранее достаточно было сначала заснять транспортное средство спереди, фотографии должны были отображать марку, цвет и государственный регистрационный знак. В конце — вид сзади. Однако такие правила позволяют «серым» операторам использовать различные способы обмана. Например распространена практика снимать на фото только госзнаки, а потом вставлять их с помощью специальных программ в снимки с изображением пунктов техосмотра.
Это не единственные изменения, которые ожидают систему техосмотра. В будущем водителей ждет еще больше нововведений, которые могут заработать в 2022-2023 годах. Соответствующую «дорожную карту» уже подготовили власти России. Одно из самых главных новшеств проекта — упрощение процедуры техосмотра для тех водителей, которых не коснулась его отмена. Например, Минтранс предложил убрать из перечня обязательных процедур технического осмотра проверку потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
Одновременно власти собираются пересмотреть тарифы на эту услугу. На данный момент при расчетах регионы используют методику 2012 года. Однако операторы считают этот метод устаревшим. В среднем инструментальная диагностика обходится водителю примерно в 600 руб. В свою очередь, участники рынка жалуются, что такие тарифы не позволяют окупить оборудование и зарплату экспертов.