a
b
c
d
FindNews.ru - новости, последние события, хроники.

Билетный оператор потребовал от «Яндекса» 328 млн руб. за «кражу» посетителей его сайта

«Кассир.ру» обратился к «Яндексу» с требованием компенсировать 328 млн руб. за увод потенциальных посетителей с площадки. Представители площадки уверены, что недосчитались пользователей из-за того, что ИТ-гигант запустил обогащенные ответы в поисковой выдаче. Юристы оценивают шансы «Кассира.ру» добиться успеха в этом деле как очень низкие.

Досудебная претензия

Билетный оператор «Кассир.ру» 20 сентября 2022 г. направил в «Яндекс» досудебную претензию на компенсацию 328 млн руб. упущенной выгоды. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на гендиректора сервиса Евгения Финкельштейна.

В компании уверены, что «Яндекс» создал дискриминационные условия для поисковых систем, начав использовать «колдунщиков» – обогащенные ответы в поисковой выдаче. Речь идет о специальном виджете «Яндекса» в поиске, который помогает пользователям быстро искать релевантные объявления, получать ответы на вопросы, а также покупать товары и услуги без необходимости переходить на отдельную страницу. Это алгоритм параллельного поиска с подключенной тематической базой данных.

Представители «Кассира.ру» утверждают, что с 2018 г. по 2021 г. «Яндекс.афиша» уводила потенциальных клиентов с их площадки, и это привело к сокращению клиентской базы.

«Между ФАС и Яндексом было заключено мировое соглашение, но оно не учитывало интереса Кассира.ру, мы понесли существенные убытки», – отметил Финкельштейн.

В «Яндексе» комментировать CNews ситуацию не стали.

История тяжбы

В 2019 г. «Кассир.ру» жаловался в Федеральную антимонопольную службу на то, что «Яндекс» пользуется доминирующим положением, реализовывая билеты через «Яндекс.афишу» с помощью виджета в поисковой выдаче.

В апреле 2021 г. в отношении ИТ-компании антимонопольщики возбудили дело, но уже по жалобе ИТ-коалиции из восьми онлайн-сервисов: Ivi, Avito, «Циан», «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon.

22_full_600.jpgС условиями мирового соглашения «Кассир.ру» не согласился

Компании заявляли, что «Яндекс» злоупотребляет своим доминирующим положением в поисковой выдаче благодаря «колдунщикам». По мнению участников ИТ-коалиции, виджеты переманивают пользователей, и «Яндекс» уводит до 50% трафика конкурентов за счет применения методов рекламы и продвижения, доступных только сервисам этой компании. При этом «Яндекс» «колдунщиков» как рекламу не помечает.

В ноябре 2021 г. Евразийская экономическая комиссия также сообщила, что «Яндекс» применяет на российском рынке практику дискриминации конкурентов. Причем аналитики упоминали в качестве порочной практики не только «колдунщиков», но и регулярные отказы рекламодателям в показе их объявлений, если они вытесняют блок рекламы сервисов самого «Яндекса».

Вадим Глущенко, Центр глобальной ИТ-кооперации: Делаем акцент на восточном направлении Цифровизация

ФАС в итоге выдала предупреждение, по которому «Яндекс» должен был дать равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в том числе для конкурентов. Поисковик долго оспаривал решение – сначала обратился в суд с иском к ФАС, в котором пытался признать возбуждение антимонопольного дела незаконным, а в ноябре 2021 г. подал ходатайство о переносе рассмотрения дела «в целях мирного урегулирования спора».

«Авито совместно с другими представителями индустрии и ФАС в январе 2022 г. подписали мировое соглашение с Яндексом, которым урегулировали все спорные вопросы», – уточнили CNews представители «Авито». В рамках соглашения участники рынка получили равный доступ к «колдунщикам», а «Яндекс» внес 1,5 млрд руб. в Российский фонд развития информационных технологий.

Мировое соглашение не устроило только сервис «Кассир.ру», в феврале и апреле 2022 г. компания подавала кассационные жалобы.

Шансы «Кассира.ру»

Вероятность того, что «Кассир.ру» сможет взыскать с «Яндекса» денежную компенсацию за переманивание посетителей, близка к нулевой. Такое мнение в беседе с CNews высказал гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.

Руслан Рахметов, Security Vision: Российский бизнес заинтересован в предложениях от MSSP-провайдеров Безопасность

«Шансы примерно никакие, – отметил эксперт – От мирового соглашения они отказались, суды их жалобы отвергли. Если подадут новый иск, все бремя доказывания – на них».

Чтобы выиграть дело представителям «Кассир.ру» нужно доказать в цифрах, о каком оттоке потенциальных клиентах идет речь, и доказать, что это произошло именно из-за «колдунщиков» «Яндекса», а не по другим причинам. Для этого, подчеркнул Казарян, требуются, как минимум, внутренние документы «Яндекса».

Руководитель направления «Разрешение IT&IP-споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле подтвердил «Коммерсанту», что компании нужно будет доказывать сам факт причинения убытков и обосновывать размер ущерба.

Анжела Патракова

Поделиться Подписаться на новости Короткая ссылка

Наука и высокие технологии - другие новости