Когда мы говорим про электромобили, чаще всего подразумеваем легковой транспорт — кроссоверы, седаны и даже пикапы, но грузовой транспорт часто остаётся в стороне. Однако, по мнению аналитиков, грузовики на аккумуляторных батареях вскоре произведут настоящую революцию в сфере мировых перевозок.
Речь вроде бы идёт о сравнительно отдалённых перспективах, хотя и не настолько, чтобы не говорить об этом всерьёз. К примеру, консалтеры из Strategy& (это направление в знаменитой консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers) сделали свой прогноз к 2030 году — о нём и поговорим.
Итак, в качестве «базы» в отчёте говорится, что развитие отрасли грузовых автомобилей в плане «тотальной электрофикации» в настоящее время «стимулируют» следующие вещи:
Как видим, экология тут стоит на последнем месте, а на первом — нормативное давление, то есть те шаги властей различного уровня, с которыми сложно спорить. Как мы не раз уже подчёркивали, именно «повесточка» в понимании насаждения тех или иных решений больше всего и влияет сейчас на отказ от ДВС в пользу «электричек». Но по порядку.
В исследовании Strategy& прямо говорится, что основной движущей силой роста числа грузовиков с аккумуляторными батареями является ужесточение государственных норм.
Например, Европейский союз установил строгие цели по сокращению выбросов, требуя от производителей грузовиков сократить выбросы автопарка на 45% к 2030 году. А к 2040 году — аж на 90% относительно ситуации, сложившейся сегодня.
Эти требования подтолкнули производителей к ускорению выпуска электрических моделей транспорта, которое в отчёте скромно названо не первым, а «ранним поколением». Большинство этих первоначальных моделей были построены на основе существующих автомобилей, что позволило компаниям «прощупать почву».
Это прощупывание привело к пониманию, что следующие поколения электрических грузовиков всё же потребуют разработки новых платформ, заточенных именно под «грузовые электрички». А точнее, под конкретные цели — скажем, под перевозки на короткие расстояния и для дальних грузовых перевозок.
В итоге стало понятно, что решающую роль в определении того, какие производители преуспеют в данной сфере, зависит от технологических инноваций. Согласно исследованию, в ближайшие годы автомобили разных производителей будут оцениваться по трём ключевым моментам:
Очевидно, что технология выпуска аккумуляторов имеет самое важное значение — именно аккумулятор является самой затратной частью в общей стоимости владения электромобилем, хоть легковым, хоть грузовым. В последнем случае проблема в том, что это делает грузовики «на батарейках» дороже по сравнению с традиционным дизельными грузовиками.
Надежда на то, что достижения в области химии аккумуляторов и методов производства, особенно в технологии LFP (литий-железо-фосфатный аккумулятор), приведут к снижению затрат и сделают наконец-то электрический транспорт более выгодным, чем традиционный с ДВС.
Похоже, ставка делается именно на технологию LFP, которая становится всё более перспективной из-за своей потенциальной доступности и повышенной безопасности по сравнению с другими типами аккумуляторов.
Следующим пунктом тут идут системы зарядки — чтобы повысить эффективность и сократить время простоя. В обсуждаемом отчёте отмечается, что успех электрических грузовиков зависит не только от самих грузовиков, но и от инфраструктуры, которая их поддерживает. Тут консалтеры считают, что важное значение для разработки сетей зарядки будет иметь сотрудничество между автомобильным, энергетическим и логистическим секторами.
Одним из основных выводов исследования Truck Study 2024 (так оно называется формально) является явное долгосрочное финансовое преимущество электрических грузовиков.
Проще говоря, признаётся, что первоначальные инвестиции в аккумуляторные электрические грузовики выше, чем в их дизельные аналоги, но они обеспечивают значительную экономию — потом, «с течением времени».
Ожидается, что грузоперевозки станут более выгодными именно с применением электрических грузовиков уже в следующем, 2025-м году. Так быстро? Ну такие прогнозы вот.
Интересно, что в эту уверенность заложена стоимость энергии. Подчёркивается, что электрогрузовики намного дешевле в эксплуатации, чем дизельные автомобили, при условии эффективного использования зарядной инфраструктуры. А если нет — то может и не в 2025-м году, а попозже, когда-нибудь…
Ну, а как ещё истолковывать то утверждение, что стоимость зарядки может значительно различаться в зависимости от типа инфраструктуры и её местоположения? Там, где есть зарядки по дороге, да ещё и с дешёвым электричеством — выгодно ездить на электричестве, там где нет — проще на дизеле. Примерно такая картина.
Что самое забавное, при таком вроде как оптимизме, прогноз Strategy& заключается в том, что к 2030 году более 20% транспорта будут электрифицированы. При том размахе пиара, который используется, кажется, это не выглядит впечатляющим, согласитесь?
Впрочем, в том же прогнозе сказано, что к 2040 году на рынке будут доминировать электрические грузовики, на долю которых будет приходиться до 90% продаж. Сам сдвиг будет обусловлен введением более жёстких норм выбросов и более низкими затратами на электроэнергию (и зарядку), больше ничем. А, ещё «растущим пониманием экологических преимуществ электрификации».
Тут всё просто. Исследователи признают, что первоначальная стоимость аккумуляторных грузовиков по-прежнему выше, чем у традиционных грузовиков, в основном из-за стоимости аккумуляторов.
Помогут только новые модели финансирования. Почему-то тут как основное решение упоминается привычный нам лизинг, который помогает снизить стартовые единовременные траты для конечных покупателей, а также «коллективное владение».
Ещё одной проблемой является разработка надёжной инфраструктуры зарядки. Тут отмечается, что для расширения сети зарядки необходимы как государственные, так и частные инвестиции, особенно для дальних маршрутов.
Наконец, самое интересное. Специалисты отмечают сразу, что решающее значение тут будет иметь «стабильность регулирования». Другими словами, если все законы, лимиты выбросов, льготы и прочее, направленное на продвижение «электричек», не отменят — схема будет работать. Если вдруг отменят — люди, видимо, вернутся к привычным ДВС и забудут про электрификацию транспорта как про страшный сон.