О затишье в американских кинотеатрах и возвращении пиратов в российские залы — в регулярном обзоре Кинопоиска.
Российский кинопрокат отходит от новогодних праздников, и впереди кинотеатры ждет менее активное время. Постепенно возвращаются и пиратские показы голливудского контента, но министр культуры против. В то же время абсолютное затишье наблюдается в американских кинотеатрах, а в офисах зарубежных медиакомпаний назревают массовые увольнения. Собрали ключевые новости прошедших недель в отечественном и зарубежном прокате.
В начале года в российских кинотеатрах развернулась традиционная «новогодняя битва», и по итогам третьего уик-энда месяца ее лидеры по-прежнему сохраняют свои позиции. С 18 по 21 января «Холоп 2» пополнил свой счет на 209,4 млн рублей и довел его до 3,4 млрд рублей. Для сравнения: итоговая касса первой картины составила чуть более 3 млрд рублей. Стоит отметить, что число зрителей «Холопа 2» достигло отметки в 8,7 миллиона человек, что существенно меньше показателей первого релиза (11,6 миллиона человек). «Холоп 2» является четвертым отечественным фильмом, который преодолел отметку сборов в 3 млрд рублей. До этого подобное удавалось «Чебурашке» (6,7 млрд рублей), первому «Холопу» (3,1 млрд рублей) и «Движению вверх» (2,9 млрд рублей).
Вторую строчку по итогам прошедшего уик-энда сохраняют «Бременские музыканты». Семейный релиз заработал дополнительно почти 195 млн рублей, и теперь его касса достигла отметки в 2,5 млрд рублей.
Военная драма «Воздух» начала свой прокат с третьей строчки чарта. С 18 по 21 января релиз собрал 140,1 млн рублей, что больше стартовых показателей жанровых аналогов — картин «Праведник» (121,2 млн рублей), «Нюрнберг» (102,8 млн рублей), «Девятаев» (78,2 млн рублей за традиционный трехдневный уик-энд, по итогам расширенного праздничного уик-энда — 163,6 млн рублей) и «1941. Крылья над Берлином» (38,4 млн рублей за традиционный трехдневный уик-энд, по итогам расширенного праздничного уик-энда — 59,5 млн рублей).
Кассовые рекорды устанавливает и новая часть франшизы «Три богатыря». Анимационный проект «Три богатыря и Пуп Земли» по итогам четвертого уик-энда заработал 947 млн рублей в российском прокате — это рекордное значение для отечественной анимации и лучший результат для франшизы. Картина действительно превзошла по сборам предыдущего рекордсмена — анимационный фильм «Три богатыря на дальних берегах». Релиз 2012 года собрал 932,9 млн рублей, но новинка не смогла обойти его по числу проданных билетов — 2,87 миллиона зрителей против 4,02 миллиона.
Сохраняет место в чарте аниме «Мальчик и птица», собравшее за прошедший уик-энд дополнительно 12,9 млн рублей. Суммарные сборы релиза уже превысили 410 млн рублей. В кинотеатрах в повторный прокат вышла еще одна картина Хаяо Миядзаки — аниме «Принцесса Мононоке», которое в стартовые выходные заработало 6,9 млн рублей.
Пятую строчку рейтинга занял фильм-катастрофа «Из глубины», заработавший 31,6 млн рублей. Для сравнения: это больше, чем было у проекта «Челюсти. Столкновение» (19,7 млн рублей). Кроме того, со скромной отметки в 12 млн рублей стартовала картина «Большая гонка. Ауди против Лянчи», что оказалось меньше результата фильма «Ламборгини: Человек-легенда» (15,7 миллиона на старте).
После окончания новогодних праздников, когда в прокате было представлено множество новинок, в кинотеатрах вновь возобновились альтернативные показы голливудского контента. Ранее глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков отметил, что в новогодние праздники пиратский контент показывали менее 0,2% кинозалов. Однако уже по итогам 18–21 января на девятой строчке появился короткометражный фильм «Сколько весит облако?», собравший 6,2 млн рублей. Сейчас под его личиной кинотеатры преимущественно показывают картины «Вонка» и «Аквамен и потерянное царство».
На минувшей неделе глава Министерства культуры РФ Ольга Любимова высказалась по поводу предсеансового обслуживания, в рамках которого кинотеатры страны показывают голливудские релизы. Руководительница ведомства заявила, что один небольшой и один большой штрафы, а также закрытие двух-трех частных или муниципальных кинотеатров «очень отрезвляют отрасль». Такое заявление вызвало обеспокоенность участников рынка, сообщил «Коммерсантъ», однако источник издания в Минкультуры отметил, что «пока речи о расширении практики наказаний кинотеатров за пиратские показы зарубежных фильмов не идет».
Еще в августе 2023 года председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков заявил Кинопоиску, что предсеансовое обслуживание — это попытка кинотеатров узаконить ситуацию, когда билет пробивается, налоги оплачиваются, идут отчисления РАО и отчет в Единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинотеатрах (ЕАИС). «Сейчас ЕАИС не может принять отчет по фильму, если он работает без прокатного удостоверения, — подчеркнул Воронков. — Таким образом, кинотеатры пытаются вытащить прокат альтернативного контента из серой зоны. На сегодняшний день законодательство обязывает Минкультуры штрафовать кинотеатры за работу без ПУ, и оно это делает, потому что не может по-другому. Если сейчас примут закон о бездоговорном использовании контента, это закроет все вопросы: кинотеатры выйдут в легальное поле и смогут на долгий срок договариваться со студиями по доставке контента через посредников, а Минкультуры сможет при помощи механизма выдачи прокатного удостоверения очищать даты под российский контент». В настоящий момент соответствующий закон принят лишь в первом чтении, однако в текущей редакции он вызывает опасения представителей медиаотрасли.
Довольно спокойно дела обстоят в американском прокате. Согласно данным портала BoxOfficeMojo, суммарный бокс-офис уик-энда 19–21 января составил 62,2 млн долларов, что на 16% меньше аналогичного периода 2023 года (74,2 млн долларов), а также на 26% меньше первых выходных января (85,7 млн долларов).
За второй прокатный уик-энд новые «Дрянные девчонки» собрали 11,7 млн долларов. Таким образом, падение сборов относительно стартовых выходных составляет 59%. Суммарная американская касса проекта достигла порядка 50 млн долларов, мировая касса — более 66 млн долларов.
Боевик «Пчеловод» с Джейсоном Стэйтемом в главной роли по итогам вторых выходных в кинотеатрах собрал 8,4 млн долларов (-49% относительно прошлой недели). В настоящий момент проект заработал в США 31,1 млн долларов, при этом на международной арене релизу покорилась более серьезная отметка — 44,2 млн долларов.
На десятом месте расположились «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. В седьмой прокатный уик-энд релиз был представлен в кинотеатрах значительно шире — 1400 площадок против 580 неделей ранее, что позволило ему пополнить копилку на 2,1 млн долларов и войти в топ-10 проката. «Бедные-несчастные» заработали в США 20,4 млн долларов. Это немногим больше результата «Фаворитки», предыдущего фильма Йоргоса Лантимоса, за аналогичный период (19,2 млн долларов).
По итогам 2023 года, по данным компании Unifrance, российский рынок стал крупнейшим рынком дистрибьюции французского кино. Согласно отчету, на Россию в минувшем году пришлось 20% от общего числа сеансов французских фильмов, или 7,09 млн билетов. Это на 155% больше, чем за весь 2022 год. Лучше остальных в России показали себя мультфильм «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы» (по данным Unifrance, на релиз было продано суммарно 3,53 млн билетов или, по данным ЕАИС, 3,17 млн билетов) и драма «Жанна Дюбарри» (по данным Unifrance, 1,06 млн проданных билетов или, по данным ЕАИС, 1,04 млн билетов). В пятерку крупнейших рынков по числу зрителей для французских релизов также вошли Германия (4,21 млн проданных билетов), Польша (3,25 млн билетов), Италия (2,73 млн билетов) и Испания (1,8 млн билетов).
Сразу несколько компаний в начале года объявили о грядущих массовых сокращениях сотрудников. Например, компания Paramount Global планирует провести очередной раунд увольнений и сократить 800 человек. Изменения коснутся и Pixar: согласно источникам издания TechCrunch, в 2024 году будет уволено около 20% сотрудников, или 300 человек. Летом 2023 года в Pixar под сокращения уже попало 75 человек. Несколько сотен сотрудников из подразделений Prime Video и MGM Studios уволит также компания Amazon. Можно ожидать, что это окажутся далеко не последние увольнения в зарубежных медиакомпаниях.
Автор: Виолетта Палий