Обилие семейных новинок привлекло зрителей в кинотеатры. Минкультуры в июне подводит итоги проката в 2024 году, а в кинотеатрах США и России аудитория смотрит «Как приручить дракона». Собрали ключевые новости последних недель в отечественном и зарубежном прокате.
1. «На деревню дедушке» — 142,5 млн рублей
2. «Балерина» — 97 млн рублей
3. «Три богатыря. Ни дня без подвига 2» — 69,7 млн рублей
4. «Артек. Сквозь столетия» — 54,3 млн рублей
5. «Больше чем футбол» — 36,8 млн рублей
6. «Притворись моим мужем» — 16,9 млн рублей
7. «Кракен» — 14,4 млн рублей
8. «Жизнь Чака» — 12,1 млн рублей
9. «Астрал. Остров проклятых» — 11,1 млн рублей
10. «Дубак» — 10 млн рублей
Длинные праздничные выходные, на которые во многих российских регионах пришлись дожди, способствовали притоку аудитории в кинотеатры — 1,6 миллиона зрителей, столько же, сколько во время уик-энда 8–11 мая. Стоит отметить, что 12–15 июня в прокат вышло довольно много новинок, конкурирующих за семейную аудиторию. Поэтому некоторые релизы явно не раскрыли свой потенциал так, как это было бы возможно при равномерном распределении премьер в течение всего июня. Следствием этого столпотворения будет некоторое затишье во второй половине месяца, и в прокате может не найтись релизов, способных собрать более 100 млн рублей.
Тем не менее, несмотря на жесткую конкуренцию, очень уверенно стартовало семейное кино «На деревню дедушке» с Юрием Стояновым. Фильм собрал 142,5 млн рублей. Это несколько больше, чем бокс-офис «Злого города» (138,8 млн рублей), другого важного проекта 2025 года из пакета того же дистрибьютора («Каро Премьер»). «На деревню дедушке» собрал сопоставимо с такими семейными релизами, как «Пальма 2» (146,5 миллиона) и «Манюня: День рождения Ба» (147,5 миллиона). Кроме того, фильм показал одну из самых высоких заполняемостей зала в топ-10 уик-энда — в среднем 21 человек на сеанс. Все это неудивительно: релиз активно поддерживается, в частности в эфире телеканала «Россия 1».
Довольно мягкое падение сборов показал боевик «Балерина», который фактически стал самым крупным жанровым предложением для взрослой аудитории. Если в премьерный уик-энд, 5–8 июня, спин-офф «Джона Уика» заработал 120,6 млн рублей, то уже ко вторым выходным ему удалось собрать всего 97 миллиона (-20%). Общая касса «Балерины» составляет 266,5 млн рублей.
Касса «Три богатыря. Ни дня без подвига 2» в первый уик-энд оказалась чуть больше старта первого мультфильма, вышедшего в июне прошлого года — 69,7 млн рублей и 58,8 млн рублей соответственно. Однако такой результат — во многом следствие роста средней стоимости билета. Если сравнивать два проекта по количеству зрителей, то новинка привлекла в праздники только 190,4 тысячи человек, в то время как мультфильм 2024 года собрал в залах 213,2 тысячи.
Продолжение попаданской сказки 2022 года «Артек. Большое путешествие» — «Артек. Сквозь столетия» — показало себя чуть заметнее первого фильма. Если релиз 2022 года за традиционную четырехдневку собрал 35,7 млн рублей (или 63,7 миллиона с учетом других дней майских праздников), то новинке в праздничный уик-энд удалось заработать 54,3 млн рублей. Увеличилось и число зрителей — 139,9 тысячи против 126,7 тысячи в 2022-м (225,1 тысячи за длинные майские).
Скромнее других жанровых аналогов стартовал спортивный фильм «Больше чем футбол», собравший около 36,8 млн рублей. Для сравнения: картина «Федя. Народный футболист», вышедшая в прокат в праздничный уик-энд ко Дню народного единства в 2024 году, заработала 55,3 млн рублей за четыре дня или 74 млн рублей за расширенные выходные. «Больше чем футбол» также собрал кассу ниже, чем волейбольная картина «Финал» (50,6 млн рублей в майские праздники 2025-го) или фильм «Роднина» (76,8 млн рублей).
На шестой строчке чарта — комедия «Притворись моим мужем» с 16,9 млн рублей. Для сравнения: ромком «Любовь зла», который также продюсировали братья Андреасян, собрал чуть больше 20 млн рублей на старте при более широком присутствии в кинотеатрах.
В нынешний топ-10 вошел и короткий метр, к которому по схеме «предсеансового обслуживания» прикрепляются голливудские новинки. Картина «Дубак» собрала более 10 млн рублей и оказалась на десятой строчке чарта. Всего в первую двадцатку по сборам вошло пять подобных короткометражек, суммарно собравших 39,6 млн рублей. Для сравнения: за уик-энд 5–8 июня в топе-20 было шесть короткометражных фильмов с общей кассой в 42,9 млн рублей. Голливудские новинки показывают самую заметную среднюю заполняемость — например, на короткий метр «Край вдохновения» пришло 34 человека за сеанс. В ряде кинотеатров уже доступен фильм «Как приручить дракона», также можно встретить «Лило и Стича», «Громовержцев*», новую часть «Миссия: невыполнима» и другие релизы.
Министерство культуры РФ провело заседание итоговой коллегии, на котором в том числе говорили о статистике кинопроката в 2024 году. В кинотеатрах страны вышло 214 российских картин, и их сборы составили более 36 млрд рублей. Стоит отметить, что в подобных отчетах министерство засчитывает в пользу российских картин сборы отечественных короткометражек, прикрывающих нелегальный показ голливудских новинок. По подсчетам Кинопоиска, на «предсеансовое обслуживание» в конце 2024-го приходилось порядка 10% от всего российского бокс-офиса (это более 4,3 млрд рублей). Также, по словам Ольги Любимовой, число зрителей отечественных картин составило почти 100 миллионов человек, что на 9,5% больше показателей 2023 года. В 2024-м при поддержке министерства в производство запущен 151 национальный фильм.
1. «Как приручить дракона» — 84,6 млн долларов
2. «Лило и Стич» — 15,7 млн долларов
3. «Материалистка» — 11,3 млн долларов
4. «Миссия невыполнима: Финальная расплата» — 10,5 млн долларов
5. «Балерина» — 9,7 млн долларов
6. «Карате-пацан: Легенды» — 5,2 млн долларов
7. «Пункт назначения: Узы крови» — 4 млн долларов
8. «Финикийская схема» — 3,2 млн долларов
9. «Жизнь Чака» — 2,3 млн долларов
10. «Грешники» — 1,5 млн долларов
Совокупный бокс-офис уик-энда в американских кинотеатрах отстает от показателей аналогичных выходных прошлых лет. Общая касса 13–15 июня составила около 154,1 млн долларов, что, например, меньше сопоставимого уик-энда 2024-го — 213,9 млн долларов, — когда прокат возглавила «Головоломка 2».
Неплохо стартовал фильм «Как приручить дракона», собравший в США 84,6 млн долларов. Если сравнивать с другими адаптациями известных франшиз, то «Лило и Стич» в американских кинотеатрах заработали 146 млн долларов в праздничный уик-энд ко Дню поминовения, также в 2019-м солиднее стартовал «Король Лев» (191,7 миллиона). «Как приручить дракона» уверенно выступил и на международных рынках, собрав 114 млн долларов в рамках ожиданий аналитиков.
На вторую строчку уик-энда сместились «Лило и Стич», пополнившие свой бокс-офис еще на 15,5 млн долларов. Общая американская касса релиза пока составляет 366,5 млн долларов, а с учетом международных рынков суммарные сборы достигли 858,5 миллиона.
«Материалистка» заработала 11,3 млн долларов и показала третий старт среди фильмов компании А24, уступив картинам «Падение империи» (25,5 млн долларов) и «Реинкарнация» (13,5 млн долларов). Для сравнения: другой ромком с возрастным рейтингом R — «Кто угодно, кроме тебя» — в свое время стартовал лишь с 6 млн долларов.
«Балерина» за премьерный уик-энд, 6–8 июня, собрала 24,5 млн долларов, что оказалось лучше разве что результата самого первого «Джона Уика» (14,4 млн долларов в далеком 2014 году). Спин-офф ожидаемо привлек меньше внимания, чем оригинальная серия фильмов, но если сравнивать с результатами других франшиз, то «Балерина» заработала меньше картин «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» (44,6 млн долларов) или «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» (42,1 млн долларов). Уже ко вторым выходным сборы «Балерины» составили 9,4 млн долларов, обвалившись относительно первого уик-энда на 60%. Общая касса в США — 42,1 млн долларов.
Автор: Вита Иванова