ГАЗ-66 — дитя своего времени, но он его пережил. Как такое могло произойти?
«Шишига» или «шишок» — это прозвище, прикипевшее к советскому двухосному грузовику повышенной проходимости ГАЗ-66, который серийно выпускался с 1964 по 1999 год. У народного названия автомобиля два варианта объяснения:
ГАЗ-66 стал легендой отечественного автопрома не только в силу своего долгожительства, но также благодаря выдающимся способностям на бездорожье и узнаваемости, чему способствовала кабина характерного дизайна.
ГАЗ-66 создавался с учетом требований военных, которых предшественник «шишиги», также полноприводный ГАЗ-63, не устраивал по ряду причин. Среди них:
Помимо устранения недостатков ГАЗ-63, ставилась задача сделать новую модель максимально компактной при сохранении грузоподъемности в 2 т для облегчения переброски по воздуху.
Проектированием «шишиги» занимался инженерный коллектив Горьковского автозавода под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина. К тому времени главный конструктор ГАЗа был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинской премии за создание грузовика ГАЗ-51. Своим запоминающимся обликом «шишига» обязана дизайнерам ГАЗа Льву Михайловичу Еремееву и Борису Борисовичу Лебедеву.
Опытные экземпляры ГАЗ-66 вышли на испытания еще в 1957 году, но долгие семь лет грузовик не могли поставить на конвейер из-за отсутствия подходящего двигателя. В качестве временной меры до 1962 года малой серией выпускали бескапотный ГАЗ-62 с 85-сильным 3,5-литровым шестицилиндровым мотором еще довоенной разработки.
В конце 1950-х Заволжский моторный завод (ЗМЗ) начал производство полностью алюминиевого бензинового V8 для представительских ГАЗ-13 «Чайка» и спецверсий 21-й «Волги». На базе этого двигателя разработали версию серии ЗМЗ-53-66 с уменьшенным с 5,5 до 4,3 л рабочим объемом и мощностью 115 л.с., которой сразу же начали комплектовать ГАЗ-66. Первая серийная «шишига» сошла с конвейера в июле 1964 года. От предшественника, ГАЗ-63, новый грузовик выгодно отличался следующими параметрами.
ТАСС loading=lazy />
ГАЗ-66, нашедший применение и в народном хозяйстве, вскоре после своего рождения по праву удостоился золотых медалей выставок сельскохозяйственной техники в Москве и Лейпциге, а в 1969 году стал первым советским автомобилем, которому был присвоен Государственный знак качества.
Длина/ширина/высота, мм | 5655х2322х2440 |
Колесная база, мм | 3300 |
Длина/ширина/высота бортовой платформы, мм | 3330х2050х340 |
Дорожный просвет, мм | 315 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 800-1000 |
Углы въезда/съезда, градус | 40/32 |
Тип двигателя | V8 бензиновый, карбюраторный |
Рабочий объем, см3 | 4254 |
Мощность, л.с./об./мин. | 115/3200 |
Крутящий момент, Нм/об./мин. | 284/2000-2500 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Разгон 0–60 км/ч, с | 30 |
Топливо | Бензин А-72, А-76, А-80 |
Объем бака, л | 2х105 |
Расход топлива, л/100 км | 20–30+ |
Коробка передач | Механическая 4-ступенчатая |
Привод | Полный подключаемый без межосевого дифференциала |
Снаряженная масса, кг | 3650 |
Максимальная масса, кг | 5940 |
Грузоподъемность, кг | 2000 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 2000 |
Запас хода, км | 850 |
За 35 лет на конвейере сменилось три поколения ГАЗ-66, имевших массу вариантов.
Стоит отметить:
Помимо измененной радиаторной решетки, грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах. Создается гамма экспортных версий автомобиля.
Его отличительными чертами стали укрупненные передние надфарники и впервые появившиеся на боковинах кабины повторители поворотов.
На базе ГАЗ-66 создавали и экзотические опытные образцы вроде трехосной версии, варианта с гусеничным движителем вместо колес или автобуса с обтекаемым кузовом из стеклопластика и пенопласта, которые в случае подрыва ядерного боеприпаса должны были уменьшить эффект взрывной волны и радиации.
Но и серийный ГАЗ-66 зарекомендовал себя «специалистом широкого профиля».
В армии грузовик и его версии с кунгами использовались в качестве:
На гражданке ГАЗ-66 освоил профессии:
За три с половиной десятилетия производства ГАЗ-66 превратился в настоящую автоклассику, и сюжет финала жизни грузовика на конвейере оказался заимствован из классической литературы. Военные как породили «шишигу», так и убили ее. Точнее, это сделала война в Афганистане. Там быстро выяснилось, что при подрыве на мине шансы выжить у сидящих в кабине бескапотного грузовика близки к нулю. «За речкой», как говорили в 1980-х, ГАЗ-66 сменили «Уралы» и ЗИЛы, а уже после распада СССР прямой заменой «шишиге» стал капотный ГАЗ-3308 «Садко» грузоподъемностью 2,5 т.
«Сняв погоны», ГАЗ-66 в товарных объемах оказался не востребован и на гражданке по ряду причин:
В результате в июле 1999 года (ровно через 35 лет после начала серийного производства) с конвейера Горьковского автозавода сошла последняя «шишига». Всего выпустили 965 941 экземпляр легендарной модели.
Но не только огромный тираж — причина того, что ГАЗ-66 и сегодня не редкость на наших дорогах. Активное долголетие «шишиге» обеспечивают:
Грузоподъемность | 2 тонны |
Двигатель | 4.3 л V8 (115–125 л.с.) |
Коробка передач | 4-ступенчатая механика |
Макс. скорость | 90 км/ч |
Расход топлива | 20–30 л/100 км |
Глубина брода | до 1 метра |
Дорожный просвет | 315 мм |