a
b
c
d
FindNews.ru - новости, последние события, хроники.
Ефимов: в столичном районе Внуково инвестор построит детский сад на 200 мест
Сегодня, 14:50
Овчинский: в Новой Москве завершается строительство детского сада на 250 мест
Сегодня, 14:50
Овчинский: на Волгоградском проспекте построили дом для участников программы реновации
Сегодня, 14:50
Катки Зимы в Москве в новогодние каникулы приняли почти 700 тысяч гостей
Сегодня, 14:50
План по общению, интернету и сериалам выполнен, а на спорт, прогулки и хобби времени не хватило — как оценивают россияне проведенные каникулы
Сегодня, 14:18
«СКБ Контур» и Axoft объявили о партнерстве в сфере импортозамещения
Сегодня, 14:18
Система «Парус» совместима с российской СУБД Postgres Pro
Сегодня, 14:18
«1С ПРО Консалтинг» разработала модуль интеграции Timetta с ключевыми продуктами на базе «1С»
Сегодня, 14:18
Монитор RDW Computers диагональю 31,5 дюйма и разрешением 4К стал первым в государственном каталоге промышленной продукции
Сегодня, 14:18
Киберугрозы в IV квартале 2024 года: даже небольшие российские города оказались под «прицелом» вирусных атак
Сегодня, 14:17

«Дандадан»: безумное аниме о призраках, пришельцах и украденных тестикулах

Одно из главных аниме этой осени — «Дандадан». Эксцентричная комедия по мотивам одноименной манги рассказывает про двух подростков, которые попадают в крутой замес с участием инопланетян и призраков. Рассказываем, почему «Дандадан» стал хитом и на что он похож.

О чем это

Момо и Кэн знакомятся почти случайно, хотя и учатся в одной школе. Однажды девушка заступается за паренька в огромных очках, над которым издеваются ровесники. Юноша решает тут же завязать беседу и не придумывает ничего лучше, чем обсудить пришельцев — свою главную и, возможно, единственную страсть. Девушка тут же охлаждает его пыл: НЛО — полная чушь, другое дело — всяческие духи. С этим уже категорически не согласен юный уфолог. Слово за слово, и вот Момо крадется по заброшке, откуда, согласно городским легендам, инопланетяне похищают людей, а Кэн всматривается в бездну тоннеля, где, по другим поверьям, можно встретить нечистую силу.

Испугались? Не бойтесь — побеждает дружба. Призраки и пришельцы действительно существуют и готовы пустить земную молодежь на органы. Точнее, гости с далекой планеты Серпо хотят использовать Момо для репродуктивных целей, а Турбобабке — вредной сущности из тоннеля — позарез нужны репродуктивные органы застенчивого Кэна. В общем, эту встречу они еще долго не забудут — и потому, что обнаружат суперсилы разного толка, и благодаря новым встречам с паранормальным, и на фоне расцветающей прекрасной дружбы, и по более прозаической причине. Вернуть пареньку изъятые части тела окажется миссией трудновыполнимой.

Кто это снял

Манга «Дандадан» выходит с 2021 года и уже разогналась до 4 миллионов копий в продаже. Пишет и рисует ее Юкинобу Тацу — бывший ассистент Тацуки Фудзимото на «Огненном ударе» и первой части культового «Человека-бензопилы», что не могло не сказаться на сюжете и стиле. Правда, автор «Дандадана» больше тяготеет к комедии и гротеску, чем к столь любимому Фудзимото мета — метаиронии и метафизике.

title=

Читайте также

Закончился первый сезон аниме «Человек-бензопила» студии, работавшей над «Атакой титанов». Что это было?

Интерес к аниме подогревал тот факт, что безудержную фантазию Тацу взялась экранизировать студия Science SARU, основанная великим Масааки Юасой. В этих стенах делали креативную оду мультипликации «Руки прочь от кинокружка!», демоническую экранизацию классики «Человек-дьявол: Плакса» и живописно-историческую «Хэйкэ: Повесть о доме Тайра», а также «Скотт Пилигрим жмет на газ» — метамодернистский сиквел культового комикса Брайана Ли О’Мэлли и фильма Эдгара Райта разом.

Сам Юаса проектом не занимался, но и без него хватало талантов. За сценарий отвечал Хироси Сэко, отпахавший десятилетие на «Атаке титанов», параллельно участвуя в других хитах студий Wit и MAPPA: «Сага о Винланде», «Дорохэдоро», «Магическая битва», «Человек-бензопила». Для Фуги Ямасиро это первый большой проект в роли главного режиссера, но раньше он отвечал за постановку эпизодов и сцен в «Ину-о», «Блюзе машины времени о четырех с половиной татами», «Руки прочь» и «Повести дома Тайра». К адаптации «Дандадана» он подошел максимально ответственно, постаравшись воспроизвести фантазию Тацу на малом экране. И, кажется, ему это удалось.

Как это выглядит

title=

Лучшей рекламой аниме, как это нередко бывает, служат открывающие титры, где звучит композиция «Otonoke» королей вирусных опенингов Creepy Nuts. В начале года весь TikTok слэмился под их трек для второго сезона «Магии и мускулов», а само видео за 10 месяцев собрало 104 миллиона просмотров. У «Дандадана» пока меньше (около 20 миллионов), однако за сутки открывающие титры преодолели отметку в 3 миллиона, на что опенингу Mashle понадобилось пять дней.

Помимо энергичной музыки (с остроумным использованием скмплов песни 1915 года), опенинг выделяется и сочным визуальным рядом. Портреты ключевых персонажей в неоновой подсветке, которые сразу можно использовать на обложке альбома и выставке Энди Уорхола. Минималистичные, на стыке древних письмен и транспортных инструкций, изображения будущих монстров. Эмоциональные пастельные кадры. Лиричные и уже не лишенные реалистичного глянца заключительные сцены. Режиссировавший опенинг Абель Гонгора, отвечавший за ключевую анимацию «Блюза машины времени» и «Скотта Пилигрима», расстарался по максимуму, наглядно демонстрируя, что ждет зрителей следующие 20 минут (а потом еще 11 раз по столько же).

Прежде чем в кадре произойдет что-то неординарное, можно оценить старания основной команды — режиссера и аниматоров. Science SARU вслед за Юасой славится тем, как мастерски работает даже с аскетичным видеорядом: внешняя простота линий открывает большие возможности для стремительной перемены стиля и темпоритма. С первых минут «Дандадан» предстает динамичным и разнообразным: эффектная драка Момо с бывшим сменяется не менее энергичным спором с Кэном, где гримасы чередуются с невероятной скоростью, а школьную повседневность разбивают фотки из журналов про НЛО.

title=

Плюс Ямасиро придумал цветовую дифференциацию паранормального. Духи нарисованы от руки и выделены красной палитрой как создания, более приближенные к людям. Инопланетяне отрендерены в 3D и отливают синим, подобно далеким холодным звездам (вдобавок это неорганические существа). Яркие акценты и тем более сцены, когда краски заливают экран, усиливают гротеск и динамику происходящего.

Однако в режиссерском инвентаре есть приемы и не столь броские — например, Ямасиро любит нестандартные ракурсы и внутрикадровый монтаж, когда фокус внимания переключается между предметами или персонажами без лишних склеек. Другая его находка, которая бросилась в глаза читавшим мангу, — взрыв, заменивший в финале первой серии порывы ветра. Так режиссер подчеркивает бурю эмоций в душе Момо, когда она узнает, что полное имя нового приятеля — Кэн Такакура. Прям как у ее любимой кинозвезды, прославившейся ролями невозмутимых якудза. Чтобы девичье сердце не заходилось от упоминаний кумира, юноше предстоит жить с прозвищем Конспирун (в оригинале — Окарун).

Собственно, насколько бы эффектно, шутливо и безумно ни выглядело происходящее (тут есть эпизод с сумопланетянином (!), выполненный в ч/б), именно динамика отношений центрального дуэта задает тон всей комнате с гиковскими радостями. Это классическая встреча двух одиночеств. Она выросла с бабушкой, которая обладает мощными экстрасенсорными способностями, и научилась показывать, что никто в этой школе (и мире) не может ее ранить. Он отгородился от всех стопкой НЛО-чтива, надеясь на контакт хотя бы с инопланетной цивилизацией. Искренний спор о самом важном позволяет обоим раскрыться и более не сдерживать себя. Так и дальнейшее общение строится на подростковых подколках и правде в лоб, но вместе с тем на моментах ранимости и готовности извиниться за манипуляцию.

title=

Пошловатые шутки и невероятные происшествия лишь оттеняют ту бездну ранимости и одиночества, которая присуща не только подросткам, но и взрослым, а порой и духам. В конце концов, здесь даже у злого духа Турбобабки, кажется, есть что-то, из-за чего болит сердце.

Что пишут критики и зрители

Один из ключевых маркеров популярности в современной поп-культуре — фан-арты и мемы. С этим у «Дандадана» все в порядке — спасибо эффектным образам, которые интересно воспроизводить или переосмыслять, проводя параллели, к примеру, с «Мобом Психо 100», другой историей о паранормальных способностях и взрослении (есть даже покадровые аналогии). С такой фанатской поддержкой уже никакая критика не страшна. Впрочем, англоязычная пресса тоже в восторге (героев даже называют «подражателями Малдера и Скалли»).

«Гротескные детализированные монстры в манге напоминают творения ужасов Дзюндзи Ито», — констатирует Collider, тут же отмечая, что адаптации удалось ухватить дух первоисточника и сделать «каждую сцену визуально привлекательной». Следом, правда, там забывают историю кино и анимации, называя новаторским «использование цвета в качестве средства повествования» (не делайте таких обобщений). IGN также восторгается «выдающейся анимацией» и «освежающей» простотой истории, в которой нет «ничего слишком запутанного». Издание Mashable отмечает глубину персонажей-клише и восхитительное сочетание «ужасов, жестокости, драмы, романтики, комедии и экшена», а их коллеги из Индии сравнивают «Дандадан» с «Мобом», «Ох уж этот экстрасенс Сайки Кусуо!» и «Ветроломом», суля двум последним хорошее будущее в новой эре аниме.

title=

Профильные сайты, чьи авторы зачастую уже знакомы с мангой, тоже хвалят премьеру в терминах «невероятная смесь жанров» и «[первый] эпизод „Дандадан“ делает все, что должна премьера, и даже больше». Более строгий взгляд предлагает Animefeminist: издание критикует вуайеризм в сцене, когда Момо встречает пришельцев, и игривые намеки на сексуализированное насилие металлическим предметом, имеющее несмешные аналоги в реальности. Однако итог все же оптимистичный: «„Дандадан“ — это бардак. Но это мой бардак».

Вердикт

Очевидно, «Дандадан» на ближайшие годы станет одним из тех аниме, о которых все говорят. Не факт, что в масштабах «Атаки титанов» или «Истребителя демонов», но точно за пределами обширного поля любителей анимации, японской и вообще. «Секретные материалы» про подростков, чьи «очень странные дела» не ограничиваются одной из мифологий или культурным кодом избранного десятилетия (не 1980-ми едиными), имеет все шансы пустить корни в самую массовую культуру. В конце концов, конспирологии в интернете все больше, это очень в духе времени, а яркий образ Кэна Такакуры — актера или перевоплотившегося подростка — наверняка поможет многим не опускать руки в самых кастрирующих — зачеркнуто — фрустрирующих ситуациях.


Автор: Алексей Филиппов

Культура - другие новости