Ушедшая из России американская HPE отклонила сервисную заявку структуры «Росатома». После этого госкомпания решила, что вправе требовать техподдержку со своего российского поставщика «железа» этого вендора. Интегратор, в свою очередь, заявляет, что у него закономерно нет технической возможности и даже просто законного права осуществлять сервисные услуги за HPE.
Как стало известно CNews, американская компания Hewlett Packard Enterprise (HPE) отказала в техподдержке «дочке» «Росатома», поставив тем самым в очень сложные условия российского интегратора.
Поддержка полагалась ИТ-компании госкорпорации, «Гринатому» в соответствии с условиями сервисного пакета HPE BL460c Gen9 Server Blade Support H7J32A5 TT8, который был включен в номенклатуру поставки по российскому госдоговору, подписанному в июле 2018 г.
Данный договор по итогам электронного аукциона с начальной ценой лота в 237,7 млн руб. получила компания «СТК Развитие». Тендер предполагал поставку оборудования и сервисных сертификатов для ряда организаций «Росатома». Сумма договора составила почти 233 млн руб. Непосредственно «Гринатом» должен был получить товаров и услуг на сумму почти в 20 млн руб. Цена сервисного сертификата — 531,1 тыс. руб.
Как следует из переписки «Гринатома» с «СТК Развитие» от 16 мая 2022 г. (копия письма имеется в распоряжении CNews), госзаказчик был уверен, что срок поддержки на приобретенный им блейд-сервер НРЕ BL460c G9 E5v4 10/20Gb составляет пять лет с момента подписания акта приема-передачи товара — с 12 сентября 2018 г. по 11 сентября 2023 г.
Как выяснил CNews, такие же данные содержатся в базах HPE в привязке к партномеру (серийному номеру) сертификата поддержки.
На основании этого «Гринатом» зарегистрировал обращение на оказание услуг, направив запрос в HPE на электронный адрес для России (и, видимо, Белоруссии) russia.belarus_gca@hpe.com. В ответ американский вендор сообщил Unfortunately, we have not been able to confirm you religibility for support at this time. As a result, we will close your case at this time. Thank you for contacting HPE («К сожалению, на данный момент мы не смогли подтвердить ваше право на получение поддержки. В результате мы закроем ваш кейс на данный момент. Спасибо, что связались с HPE»).
Отметим, что в связи с известными событиями на Украине HPE в конце марта 2022 г. прекратила работу с Россией и Белоруссией. Официальное сообщение компании гласит, что в соответствии с нормативными требованиями, зарегистрированные пользователи HPE в России и Белоруссии были деактивированы 22 марта 2022 г. до дальнейшего уведомления. «Это приведет к тому, что блокированным пользователям не будет разрешен доступ к сервисам и услугам, которые предоставляет компания, включая информацию клиентского портала на сайте HPE», — сообщал вендор.
С учетом официальных заявлений вендора, ничего удивительного в его отказе в техподдержке «Грианатому» нет. Но в итоге формально получилось, что сервисные обязательства легли на плечи «СТК Развитие», потому что контракт «Гринатом» подписывал именно с этой компанией. Во всяком случае, именно так решил госзаказчик, если судить по его переписке с интегратором.
«Обращаем ваше внимание, что в соответствии с п.10.7 договора поставщик несет ответственность за надлежащее исполнение третьими лицами условий договора, а также ответственность за любые убытки, причиненные участием таких третьих лиц в исполнении договора, — говорится в письме “Гринатома”. — Прошу сообщить о готовности с вашей стороны предоставить техническую поддержку оборудования Hewlett-Packard на оставшийся период, а также определить порядок ее оказания».
В противном случае, как отмечает госзаказчик, он будет вынужден провести повторную закупку услуг на оставшийся по договору период. «Сумма, которая будет уплачена по новому договору войдет в состав цены иска по взысканию убытков на основании п.10.7 договора и действующего законодательства Российской Федерации», — резюмирует он.
В разговоре с CNews управляющий партнер «СТК Развитие» Александр Харитонов сообщил, что не считает для своей компании возможным удовлетворить требования госзаказчика.
6 простых шагов: как импортозаместить решения в сфере информационной безопасности Импортозамещение«Мы не можем оказывать услуги по таким сертификатам ни с юридической, ни с фактической точки зрения, — говорит он. — У нас нет штатных инженеров с необходимым статусом, у нас нет обновлений ПО, у нас нет прав на вмешательство в оборудование при возникновении сервисного случая».
Как поясняет бизнесмен, услуги по техподдержке оказывал всегда исключительно сам вендор силами собственных инженеров. ИТ-интегратор здесь только звено в сбытовой схеме производителя, который зарабатывает на предоставлении нужного уровня сервиса.
«Вызывает удивление сам запрос заказчика, — продолжает Харитонов. — Он прекрасно понимает, как работает поддержка производителя. Заказчик имеет широкий опыт взаимодействия с производителем. Странно, что наш заказчик не знает, что производитель ушел с российского рынка. И если в течение трех лет заказчик ни разу не обращался в “СТК Развитие” по всем сервисным случаям, а шел напрямую к вендору (как того и требуют условия сервиспака), то сегодня в условиях ряда экономических санкций единственным выходом для себя госкорпорация видит обращение к субъекту среднего предпринимательства».
В официальном ответе «СТК Развитие» на обращение «Гринатома» (копия имеется в распоряжении CNews) сообщается, что согласно букве договора срок сервисной поддержки по рассматриваемому сертификату составляет не пять лет, а три года. Соответственно, на сегодняшний день этот трехлетний срок уже истек.
Николай Шуткин, ВТБ: Основной фокус в ближайшие годы мы сделаем на автоматизации и самообслуживании ИТ в банках«Несмотря на то, что срок сервисной поддержки, установленный вендором, составляет пять лет, содержание договора прямо указывает на три года; мы следуем условиям договора», — пояснил Харитонов в разговоре с CNews. Предоставленная компанией редакции копия договора его слова однозначно подтверждает.
«Правовая квалификация отношений, возникающих при продаже сертификатов на услуги, не так проста, — прокомментировал CNews ситуацию управляющий партнер юридической компании BLF Partners (представляет интересы СТК), адвокат Тимур Курбанов. — Сертификат сам по себе едва ли представляет какой-либо экономический интерес. Очевидно, что ценно право, которое получает покупатель, приобретая такой сертификат. И если с точки зрения налогового права участники рынка уже научились продавать и покупать сертификаты как товар, то с гражданско-правовой стороны в условиях судебного разбирательства квалификация не выглядит столь очевидной. Рассматриваемый кейс усложнен определенной коллизией договора в части срока оказания услуг. Думается, приоритетным все же является срок установленный договором между покупателем и поставщиком».
Рассуждая на тему того, насколько распространенным может стать конфликт, возникший между «Гринатомом» и «СТК Развитие», Харитонов выражает уверенность, что этот случай уже не уникален. «Проблема сервисных пакетов, которые всегда продавались как сертификат на поддержку, только набирает обороты на отечественном рынке», — заключает он.
На момент публикации материала представители «Гринатома» прокомментировать CNews ситуацию не смогли.
Денис Воейков