Новое немецкое правительство демонстрирует весьма осторожный подход к разрешению российско-украинского конфликта — и это при том, что ранее в Москве явно опасались сюрпризов от «красно-желто-зеленой» коалиции, получившей большинство в Бундестаге. Однако министр иностранных дел ФРГ, сопредседатель партии «Союз90/Зеленые» Анналена Бербок, от которой в Москве не ждали ничего хорошего, в ходе недавнего визита в Россию заявила о приверженности выполнению Минских соглашений и переговорам в рамках «нормандского формата». При этом Германия оказалась не только поставлять оружие Украине, но хоть как-то содействовать его транспортировке в зону потенциального конфликта, что вызвало непонимание и обиду в Киеве.
О том, чем вызван такой немецкий пацифизм — чувством исторической вины за события Второй мировой войны или современными прагматичными соображениями, обозреватель «Росбалта» поговорил с живущим в Германии социологом и публицистом Игорем Эйдманом.
— Позиция нового правительства Германии в свете обострения конфликта между Россией и Западом, вероятно, одна из наиболее миролюбивых. Немцы не торопятся отказываться от «Северного потока-2», не продают свое оружие Украине, а Анналена Бербок, пугавшая Москву своим радикализмом, приезжает в Россию и проводит вполне спокойные переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым. Чем вы объясняете такой настрой правящей немецкой коалиции?
— Да, безусловно, многие ожидали от нового правительства социал-демократов, «зеленых» и «свободных демократов» более жесткого курса по отношению к России и Путину, однако пока этого не происходит.
— Чем вы это объясняете?
— Я думаю, что это связанно с осторожностью немцев, которая господствует в немецкой политической и правовой культуре. Осторожность считается в Германии большим позитивным качеством. Никто здесь не любит делать резких движений, все стараются, чтобы конфликты заканчивались компромиссом. Если в России слово «компромисс» имеет негативный оттенок, то в Германии это позитивное определение.