Завтра в Шуе (Ивановская область) в рамках Дня города будет показан восстановленный автомобиль Кентавр-2160, в начале 90-х годов планировавшийся к производству в этом городе. Это единственный существующий в настоящее время экземпляр Кентавра.
Автомобиль восстановлен коллекционером из Иваново Алексеем Бугровым. Ему удалось собрать всё, что осталось от проекта «Кентавр» — кузова и их фрагменты, кое-какие детали. Работа по восстановлению велась два года. Завтра — первый публичный показ этой мало кому известной машины.
Кентавр-2160 создавался в начале 1990-х годов в НАМИ, по коммерческому контракту с шуйской фирмой АвтоТеза. Которая, в свою очередь, состояла из людей, ранее пытавшихся запустить в Шуе производство внедорожника Автокам Рейнджер. С Рейджером не очень получилось, и учредители АвтоТезы заказали в НАМИ разработку оригинального автомобиля с пластиковым кузовом на агрегатах Нивы. Главным конструктором проекта стал Александр Миронов, а дизайн сделал Алексей Пономарев (они же создали знаменитый концепт-кар Компакт). Предполагалось, что на заводе АвтоТезы будут собирать 5 тысяч Кентавров в год, а первые машины уйдут в НАМИ в качестве оплаты работы участникам конструкторского коллектива.
Собрали пять автомобилей, показали на Автосалоне-94 в Москве, прошли первый этап сертификационных испытаний на полигоне в Дмитрове. В целом, машина показала себе очень неплохо, но нуждалась в точечных доработках. Именно на этом этапе у АвтоТезы возникли финансовые проблемы. И проект пришлось закрыть. Потом многие годы о Кентавре ничего слышно не было, пока в одной ивановской газете не появилась фотография «живого» автомобиля. Оказалось, им владеет местный пенсионер, бывший милиционер.
Автор этих строк в 1994 году был знаком с создателями Кентавра и поездил на одном из первых экземпляров. Поэтому после появления информации о сохранившейся машине, сделал небольшое историческое расследование, обнаружив все сохранившиеся кузова. Их-то и приобрёл впоследствии Алексей Бугров, который смог полноценно восстановить первый автомобиль и заложить сборку второго. Любопытно, что собранную по крупицам информацию по Кентавру Алексею подарила… семья на день рожденья: сын Андрей и жена Марина фактически предопределили спасение главой семьи автомобиля Кентавр. Параллельно, кстати, Алексей реставрировал первый из выпущенных образцов Рейнджера и две мотоколяски Киеншма, которые тоже завтра продемонстрирует в Шуе.
Алексей восстанавливает автомобили на собственные средства, для личной коллекции. Над Кентавром кроме него работало два человека. Процесс растянулся на два года потому, что искали недостающие детали, долго подбирали стёкла и уплотнители, «реанимировали» агрегаты. Несмотря на то, что Кентавр построен на агрегатной платформе Нивы, Алексей отмёл соблазн использовать современные запчасти. И пошёл по бескомпромиссному пути оживления старых, аутентичных агрегатов, изначально установленных в машине. Только в отношении сидений пришлось «дать слабину»: старые «нивовские» показались очень неудобными и установили кресла нового образца, уже от современной модификации Niva Legend.
Теперь Алексей Бугров хочет найти и восстановить автобус Родник, мелкосерийно выпускавшийся в городе Родники Ивановской области. И даже трактор ЛМЗ от «Лежнёвского машиностроительного завода» (Лежнёво — это такой райцентр в Ивановской области). Таким образом, коллекция образцов ивановского машиностроения будет законченной.