Тринадцатый чемпион мира по шахматам, политик Гарри Каспаров в эфире программы «О!Пять! Росбалт» поделился своими прогнозами насчет того, насколько эффективной в нынешних условиях может быть деятельность оппозиции и при каких обстоятельствах возможна смена президента в России.
— Вы говорили, что идти в Госдуму оппозиционным кандидатам бесполезно, так как их, скорее всего, не допустят. Уличная активность, по вашим словам, ничего не даст, потому что не сформирована критическая масса людей, которые выйдут на улицу и что-то изменят. Что нужно делать человеку, который хочет, в своем понимании, менять Россию к лучшему?
— На самом деле, надо понимать, что бывают ситуации, когда одного желания мало. Сегодня возможностей что-то реально делать не так много, но, когда люди впадают в отчаяние, я прошу их представить, что они живут в 1937 году или даже в 1977-м. Ситуация тогда была гораздо более беспросветная. Или представьте, что вы живете в 1940 году в Польше или в какой-то балтийской стране, сдавленной с двух сторон. То есть, ситуация может быть намного хуже.
Я, как шахматист, могу сказать, что перед тем как предпринимать какие-то действия, надо оценить ситуацию. Важно понять, где вы находитесь, что вы можете сделать, что вы хотели бы сделать, но делать слишком рискованно и, может, на сегодняшний день делать не совсем правильно. Понятно, что иногда надо демонстрировать гражданское мужество. Но иногда реального шанса на успех просто нет.
Безусловно, то, что делали советские диссиденты в 1970-е и начале 1980-х годов — это акты героизма, это действительно помогло раскачать ситуацию изнутри. Но, на самом деле, режимы, подобные советскому или сегодняшнему путинскому, не падают в результате внутренних выступлений. Диктатуры, которые созревают и могут распространить свою власть на общество путем репрессий и путем использования огромных финансовых ресурсов, обычно разваливаются, потерпев серьезное геополитическое поражение.