На Adult Swim начал выходить «Лазарь» — долгожданный аниме-сериал Синъитиро Ватанабэ, создателя «Ковбоя Бибопа» и «Самурая Чамплу». Это возвращение режиссера к истокам — стильной фантастике с набором хулиганских персонажей, джазовым саундтреком и изобретательным экшеном (постановку боевых сцен курировал Чад Стахелски, автор «Джона Уика»). Рассказываем, чем еще интересен «Лазарь» и получилось ли у Ватанабэ снова сделать что-то неординарное.
В начале 2050-х доктор Скиннер, трехкратный нобелевский лауреат, гений биологии и медицины, создал идеальное обезболивающее — препарат «Хапна». Лекарству, однако, быстро нашли иное применение: новые таблетки стали нарасхват не только в больницах, но и в клубах. Спустя три года хмурый Скиннер оставляет всей планете послание: человечество неверно распорядилось открытием, и, учитывая другие его фатальные ошибки, должно быть истреблено. Оружием массового уничтожения станет та самая «Хапна», которая через 30 дней мутирует в крови каждого, кто ее когда-либо употреблял, и превратится в смертоносный яд.
Впрочем, возможность спастись есть. Скиннер утверждает, что у него есть вакцина, но получить ее можно только из рук самого ученого, который бесследно исчез. На поиски собирают команду специалистов с преступным прошлым и разнонаправленными навыками — хакершу, оператора дронов, стрелка, физика с револьвером. Последним в группу решают взять Акселя Гильберто, парня с отличной физподготовкой, умеющего прытко бегать по стенам и крышам и не теряющего духа, притом что его лишили свободы на 888 лет.
Титры «Лазаря» почти как список кораблей в «Илиаде». Музыку к аниме-сериалу написали диджеи Floating Points и Bonobo (треки которого играли в «Докторе Хаусе» и «Блудливой Калифорнии») вместе с саксофонистом Камаси Вашингтоном, работавшим среди прочего с Кендриком Ламаром. Историю и персонажей помогла придумать ныне покойная сценаристка Кэйко Нобумото, создательница «Волчьего дождя» и давний соавтор Синъитиро Ватанабэ, писавшая сценарии к «Ковбою Бибопу» и «Самураю Чамплу». Звуковыми эффектами занималась компания Formosa Group, которая отвечала за качество звучания в сотнях фильмов и сериалов, от «Игры престолов» до «Дюны» Дени Вильнёва и нового «Топ Гана». Анимацией — студия MAPPA, сделавшая такие аниме, как «Дорохэдоро», «Магическая битва», «Человек-бензопила», а также финальный сезон «Атаки титанов».
Главные же имена в перечне авторов — это, конечно, Синъитиро Ватанабэ и Чад Стахелски. Ватанабэ после «Ковбоя Бибопа» снял «Самурай Чамплу», еще одно аниме, ставшее культовым, и ряд менее известных, но крепких сериалов. Так или иначе он всегда тяготел к фантастике. В этом жанре он работал над «Космическим Денди» и двумя эпизодами «Аниматрицы», «Кэрол и Тьюздей» и короткометражкой «Бегущий по лезвию: Блэкаут 2022».
Чад Стахелски, в свою очередь, неоднократно утверждал, что на него сильно повлиял «Ковбой Бибоп», которым он вдохновлялся, например, работая над «Джоном Уиком 4» (так появились сцена восхождения Джона Уика по лестнице к Сакре-Кёр и финал фильма). Когда Ватанабэ предложил ему заняться хореографией боевых сцен в «Лазаре» и смущенно спросил о затратах, Стахелски призвал об этом не беспокоиться — режиссер рад был помочь японскому автору. Над вступительными эпизодами сериала команда прославленного каскадера и режиссера поработать не успела, но в дальнейших сериях ее подход к постановке рукопашных боев и перестрелок уже заметен.
Как бы Синъитиро Ватанабэ ни отрицал того, что «Лазарь» наследует «Ковбою Бибопу», внешне между ними немало общего. В первую очередь сеттинг — недалекое будущее, в дизайнерском смысле исполненное превосходно: архитектура, транспорт, предметы быта сделаны и свежо, и естественно. Во-вторых, группа героев, которых объединяют прагматические мотивы. Общий внутрикадровый драйв, погони и схватки в каждом эпизоде, которые усиливаются хлесткой музыкой. И на уровне промоматериалов (постеров, трейлеров) «Лазаря» старательно делали схожим с «Ковбоем Бибопом», использовали те же цвета, композиции.
С другой стороны, в плане содержания между этими аниме достаточно различий. В Спайке Шпигеле, главном герое «Ковбоя Бибопа», сразу видны надлом и сентиментальность, он словно вышел из нуара. Аксель Гильберто же скорее герой боевика, неутомимый, рвущийся вперед — не зря Ватанабэ придумал его под впечатлением от Тома Круза и его трюков. Кроме того, если «Ковбой Бибоп» постепенно складывался из компактных историй, то в «Лазаре» изначально заявлены большие темы: коллективная вина, социальные пороки. Размышления Ватанабэ на этот счет выглядят несколько устаревшими, будто взятыми из антиутопии «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (сам режиссер говорил, что история с губительным препаратом — это его рефлексия на тему опиоидного кризиса в США, начавшегося в 1990-х).
Технические проблемы у «Лазаря» при этом тоже есть. Окружение и декорации смотрятся отлично, но стоит камере показать героев не крупным планом, а общим или хотя бы средним, вместо лиц в кадре какие-то ошметки. Актеры, озвучивавшие персонажей на английском, справились со своей задачей посредственно. Но, несмотря на эти недостатки, Ватанабэ остается мастером элегантного неглупого развлечения, нехватку ресурсов или техники он компенсирует остроумием и тщанием. Сцены, в которых героям необходимо бегать или драться (а таких много), сделаны самым кропотливым образом и заслуживают высокой оценки.
Зарубежным критикам предоставили доступ к пяти сериям «Лазаря» из тринадцати, и журналисты приняли показанные эпизоды благосклонно. В газете The New York Times главным достоинством сериала назвали выдающиеся экшен-сцены, автор также отметила сложность и глубину вопросов, которые поднимаются в сюжете. Понравилась обозревателям и эстетика «Лазаря»: как и в прошлых работах Синъитиро Ватанабэ, в шоу сразу виден единый стиль, благодаря которому мир выглядит одновременно узнаваемо и изобретательно.
К недостаткам отнесли медленный темп. Завязка предполагает, что сюжет должен идти быстро, но на деле история развивается неспешно, и сериал рискует не удержать внимание зрителей даже до середины. В обзоре IGN помимо этого раскритиковали персонажей: по мнению рецензента, между героями нет живой динамики, и в целом они выглядят блекло.
Несмотря на отдельные негативные рецензии, общий рейтинг «Лазаря» пока положительный. На Metacritic при шести первых обзорах он достиг 74 из 100, на Rotten Tomatoes — 90% на основе 20 рецензий.
Пока трудно представить, что «Лазарь» станет мгновенной классикой: если «Ковбой Бибоп» бил наповал с первой же серии, то новое аниме Синъитиро Ватанабэ набирает ход неторопливо. Почти все герои не располагают к себе сразу (а драматургические предпосылки для этого еще отсутствуют), центральная тема выглядит скорее позавчерашней, в целом ощущается заведомая вторичность.
Но в чем точно не откажешь «Лазарю», так это в классе. Это компетентная, местами вдохновенная фантастическая басня, которая мастеровитее, умнее, изящнее среднего. На «Лазаре» тяжело совсем не получить удовольствия, пусть оно и будет исходить от призраков более значительных аниме, просвечивающих через сериал.
Автор: Александр Омолоев
Фото: Jon Kopaloff / Getty Images for Lionsgate
Сериал выходит на американском Adult Swim, поэтому доступна пока только английская озвучка. Японская версия появится позднее, ее выпуск намечен на май.