Intel не следует выделять контрактный (foundry) бизнес в отдельную самостоятельную компанию, тем более, чипмейкер близок к тому, что бы продемонстрировать настоящий технологический прорыв. Такое мнение высказал ее бывший генеральный директор (CEO) Крейг Барретт (Craig Barrett) в статье для журнала Fortune.
По мнению ветерана Intel с 35-летним стажем, трудности в развитии контрактного подразделения, которые компания испытывала в последние годы, были обусловлены отсутствием в ее распоряжении технологий, которые позволили бы ей на равных конкурировать с тайваньским гигантом TSMC. Эксперты ранее высказывали и иные точки зрения на этот вопрос – к примеру, бытовало мнение – популярное даже в совете директоров самой Intel, что низкий спрос на foundry-услуги компании был вызван недоверием со стороны потенциальных клиентов, которые видели в ней в первую очередь конкурента, а не партнера.
Теперь же в распоряжение Intel есть прорывной технологический процесс 18A, который осталось лишь довести до ума, а также соблюсти несколько условий, которые помогут американскому полупроводниковому гиганту выйти из кризиса, считает Баррет. В августе 2024 г. Intel сообщила клиентам о том, что близка к финальному этапу освоения технологии выпуска интегральных микросхем по технологии 18A (1,8 нм). На тот момент в портфолио TSMC, крупнейшего в мире контрактного производителя чипов, фигурировали передовые проекты, реализованные по норме 3 нм, Тайваньский чипмейкер лишь подбирался к освоению технологии 2 нм (N2). Ситуация с тех пор не слишком изменилась.
Экс-гендиректор Intel уверен, что компании необходимо сосредоточиться на работе над техпроцессом 18A, а грандиозная реструктуризация вроде разделения компании на две самостоятельные единицы лишь принесет дополнительные сложности и окажется отвлекающим фактором. Intel следует обеспечить клиентам, которые пожелают воспользоваться техпроцессом 18A, «качественный сервис, справедливое ценообразование, гарантированные объемы производства».
Помимо дачи комментариев относительно возможной реструктуризации Intel, которую всерьез рассматривало руководство компании, Барретт выступил с критикой бывшего и нынешнего составов совета директоров организации.
Бывший CEO Intel заявил, что ключевой орган управления компанией «несет полную ответственность за то, что произошло с Intel за последнее десятилетие», и раскритиковал четверо представителей совета директоров, которые, по его мнению, хоть и желали компании добра, но из-за наличия лишь теоретических знаний в сфере полупроводников или опыта работы в бюрократических структурах оказались не готовыми к трудностям, связанным с ведением бизнеса по разработке и производству чипов.
Барретт не назвал конкретные имена, однако, исходя из данных официального сайта Intel, академический бэкграунд среди нынешних членов совета директоров, к примеру, имеют Андреа Голдсмит (Andrea Goldsmith) и Риса Лавиццо-Моури (Risa Lavizzo-Mourey).
Сомнительным решением экс-CEO Intel считает и увольнение последнего гендиректора компании – Патрика Гелсингера (Patrick Gelsinger), в текущих реалиях якобы полезнее было бы избавиться от совета директоров в текущем его составе, а Гелсингера пригласить вернуться на пост CEO.
Достоверно о причинах того, почему вызвавшийся возродить чипмейкера Гелсингер, покинул свой пост, однако СМИ сообщали, что решение о расторжении трудовых отношений между ним и Intel было принято по инициативе совета директоров компании, то есть Гелсингера просто из нее изгнали.
Гелсингер покинул Intel компанию в начале декабря 2024 г. Временно исполняющими его обязанности стали финдиректор Дэвид Зинснер (David Zinsner) и старший исполнительный директор Мишель Холтхаус (Michelle Holthaus). На момент публикации данного материала американская корпорация так и не определилась с кандидатурой на должность нового CEO.
Если же вернуть Гелсингера не представляется возможным, считает Барретт, то вместо него необходимо нанять такого гендиректора, который обеспечил бы преемственность курса своего предшественника, закрепить и преумножить его достижения.
Работа над новой передовой технологией в области полупроводников может занимать годы. «Технологическим прорывом», который сегодня демонстрирует Intel, компания обязана именно Гелсингеру, который возглавил ее в начале 2021 г. и объявил курс на переход к контрактной модели.
Хотя 2024 г. оказался для Intel крайне, компания сумела сохранить продажи в деньгах практически на уровне 2023 г., чего нельзя сказать о прибыли. Выручка чипмейкера в отчетном периоде снизилась на 2% год к году и составила $53,1 млрд., тогда как его чистый убыток достиг рекордной отметки в $18,8 млрд. При этом годом ранее Intel зафиксировала прибыль на уровне вполне комфортных $1,7 млрд. Валовая прибыль снизились до 32,7% с 40% в 2023 г.
Крейг Барретт родился в 1939 г. в Сан-Франциско (Калифорния).
В 1964 г. окончил Стэнфордский университет, а затем в нем же получить степень доктора наук в сфере материаловедения. В 1964-1965 гг. проходил стажировку в Национальной физической лаборатории Великобритании, затем трудился в Датском техническом университете.
С 1974 по 2009 гг. Барретт работал в Intel, где прошел путь от менеджера до генерального директора. В 1984 г. он был повышен до вице-президента, в 1987 г. – до старшего вице-президента и, наконец, в 1990 г. – до исполнительного вице-президента.
В 1992 г. Барретт был избран в совет директоров Intel, а уже в следующем 1993 г. назначен главным операционным директором (COO).
В мае 1997 г. он был назначен президентом Intel и менее чем через год возглавил компанию в роли генерального директора (CEO). Эту должность он занимал вплоть до 2005 г., когда на ней его сменил Пол Отелини (Paul Otellini). Барретт при этом сохранил место в совете директоров и, более того, возглавил его.
В мае 2009 г. Барретт покинул Intel.
Как писал CNews, в течение первого года президентства Баррета корпорацией был представлен первый процессор с технологией MMX, а также Pentium II с выдающимся в то время количеством транзисторов (7,5 млн). Был разработан первый флэш-накопитель Intel, базирующийся на многоуровневой структуре ячеек, получивший название StrataFlash. В годы правления Баррета вышли в свет такие бренды как Celeron, Xeon, Pentium III и IV, а компания Intel стала крупнейшим в мире поставщиком процессоров с ежегодным оборотом в десятки миллиардов долларов.
Дмитрий Степанов