Сбербанк сумел через суд в четыре раза сократить свой долг перед ФКУ «Гостех», образовавшимся из-за неустоек по нескольким контрактам по обслуживанию платформы «Гостех». Это, с одной стороны, достижение, с другой – неудача – план заключался в более чем шестикратном сокращении. «Гостех» – это госплатформа, концепцию которой в 2020 г. придумал сам Сбербанк.
Сбербанк сумел в четыре раза сократить размер неустойки, которая образовалась у него перед Федеральным казенным учреждением «Гостех» за не ненадлежащее исполнение обязательств по многолетнему контракту, связанному с одноименной госплатформой. В этом деле «Гостех» первоначально выступал истцом, а Сбербанк – ответчиком, и первоначальная сумма требований составила 123,1 млрд руб. Позже участники спора поменялись ролями.
Платформа «Гостех» – это облачное платформенное решение для федеральных и региональных органов власти и бизнеса с единой средой разработки, сервисными системами, а также маркетплейсом и с возможностью переиспользования компонентов.
Фото: © gl0ck / Фотобанк Фотодженика Сбербанк отстоял свою правоту в суде
Банк обратился в суд с иском о снижении этой суммы более чем шесть раз, до 19,4 млн руб., и попутно пытался взыскать с «Гостеха» неосновательное обогащение на сумму 99,8 млн руб. По решению суда первоначальная сумма была уменьшена не в шесть раз, а вчетверо – примерно до 30,78 млн руб. Неосновательное обогащение тоже присудили – 92,3 млн руб. На это первым обратил внимание Tadviser.
Причиной спора, развернувшегося в суде между Сбербанком и «Гостехом», стал госконтракт на оказание услуг от декабря 2022 г. с максимальной суммой в 1 млрд руб. Контракт напрямую касается работы одноименной единой российской цифровой платформы «Гостех».
Услуги по договору оказывал Сбербанк – весь их объем был поделен на четыре этапа, и претензии у «Гостеха» возникли именно к третьему этапу, который длился с июля по сентябрь 2023 г. включительно.
Согласно информации из решения Арбитражного суда Москвы, за эти четыре месяца «Гостех» принял от Сбербанка услуги на сумму в пределах 119,25 млн руб. Там же сказано, что в этот период Сбербанк допустил ряд нарушений при оказании услуг, за что в ответ получил 99,3 млн руб штрафа и пени приблизительно на 23,8 млн руб., что и дало в сумме 123,1 млн руб. Это даже больше суммарной стоимости оказанных Сбербанком услуг за отчетный период.
По данным информации из судебного дела, со Сбербанка «Гостехом» было удержано 119,25 млн руб. – это штрафы и пени в совокупности. Дополнительно «Гостех» потребовал доплатит еще 3,9 млн пени.
Ответом на все это стал встречный иск банка. Его юристы обратились в суд с просьбой уменьшить эту сумму более чем в шесть раз. В этом же иске говорилось и о неосновательном обогащении «Гостеха» на 99,8 млн руб.
Суд решил встать на сторону Сбербанка и удовлетворить его иск частично, уменьшив первоначальную сумму требований не в шесть и более раз, а лишь в четыре. Также с «Гостеха» было взыскано 92,3 млн руб. в пользу Сбербанка в в качестве неосновательного обогащения. Суд принял такое решение на основании того факта, что начисленные «Гостехом» штрафы и пени превысили в итоге стоимость оказанных банком услуг. По мнению суда, это является основанием для применения к штрафным санкциям положения ст. 333 ГК РФ (Уменьшение неустойки).
Решение суда не содержит информацию о том, какие именно нарушения при исполнении госконтракта допустил Сбербанк, что они привели к столь крупной неустойке. По словам собеседника издания, осведомленного о ходе судебного разбирательства, «доля неисполненных обязательств в рамках третьего отчетного периода составляла порядка 60%». Он подчеркнул, что это неисполнение затронуло «интересы 20 ФОИВ, среди которых Минспорт, Социальный фонд России, Минобрнауки и др., а также РОИВ, в том числе, Белгородской области, Татарстана, Санкт-Петербурга и др.».
Собеседник TAdviser рассказал, что в первую очередь неисполнение в данном случае касалось «несвоевременного предоставления стендов для госинформсистем и цифровых сервисов ФОИВ и РОИВ», по его словам, это привело к задержке «в запланированном переводе госорганов на платформу Гостех».
«Предметом спора является урегулирование объема штрафных санкций и пени. Мы находимся в постоянном диалоге со Сбербанком в рамках действующего контракта, — заявили изданию представители ФКУ «Гостех». К моменту выпуска материала не было известно, когда будет рассмотрена апелляция «Гостеха» на решение суда.
Сбербанк очень тесно связан с платформой «Гостех», притом не только как исполнитель связанных с ней контрактов. Он фактически является инициатором ее создания – в середине апреля 2020 г. он впервые продемонстрировал Правительству России концепцию платформы для миграции госсервисов и органов власти. В ее разработке также принимали участие Минцифры и аналитический центр при Правительстве.
В течение последующих нескольких месяцев Сбербанк упоминался в документах о разработке «Гостеха». Он фигурировал в ранней версии проекта постановления Правительства об эксперименте по созданию «Гостеха» – эта версия была направлена Минцифры на согласование в другие заинтересованные ведомства 10 июня 2020 г. В этом документе банк значился участником эксперимента по развертыванию платформы, и в Минцифры даже предложили наделить его полномочиями ее оператора.
Однако уже в конце июня 2020 г. Минцифры разработало следующую версию проекта постановления, и в ней предложения по назначению Сбербанка оператором этой платформы больше не было.
В конце 2020 г. Сбербанк сумел отвоевать себе статус оператора «Гостеха». Он победил в соответствующем конкурсе Минцифры, но это было несложно – он оказался единственным участником тендера, хотя на тот момент к госконтракту присматривались «Почта России» и «Ростелеком».
Геннадий Ефремов
Поделиться Подписаться на новости Короткая ссылка