Январские события в Казахстане, в ходе которых, по последним официальным данным, погибли 225 человек, включая 19 силовиков, и пострадали более 4 тысяч, положили начало концу двоевластия в республике (правда, до финиша установления полноценного режима президента Касым-Жомарт Токаева еще далеко, да и неизвестно, доберется ли он до него). Но действующий глава республики перестал быть «тенью» пожизненного лидера нации Нурсултана Назарбаева и усиленно, как водится, стал орудовать «новой метлой».
В частности, назначен ново-старый состав правительства: 11 из 18 министров сохранили свои посты. В числе «свежих» лиц — руководители силовых ведомств и министр информации Аскар Умаров, ранее засветившийся на ниве русофобии. Хоть официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула на брифинге в Москве, что назначение членов правительства является суверенным делом Казахстана, и его руководство «твердо следует курсу на всестороннее углубление дружественных отношений» с РФ, обеспечение прав всех без исключения граждан РК, но вместе с тем акцентировала внимание на неприемлемости высказываний националистического толка нового министра информации.
Они, сказала Захарова, «цитировались в СМИ … Любые националистические, ксенофобские высказывания, разжигающие чувство ненависти или неприязни между народами, народностями, национальностями неприемлемы, … это наша принципиальная позиция».
Но пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков «простил» носителя сомнительной национальной толерантности. По его словам, Россия готова работать с теми членами правительства Казахстана, которым оказал доверие президент Токаев — «глава нашего партнерского … государства». Разумеется, включая Умарова, со стороны которого, признал пресс-секретарь российского лидера, имели место «неловкие … некорректные высказывания». Однако «судить следует по тем заявлениям, которые он уже будет делать в своем новом статусе».