То, что Узбекистан выбился в лидеры центрально-азиатского региона, не способен заметить только тот, кто вообще не хочет этого замечать. Но его опосредованные соседи — Россия и Китай, а также и более далекие, даже с других континентов, держат нос по ветру.
Особенно чувствительны эти «носы» у РФ и КНР, «тайно» считающих страну сферой своего влияния, и принимающих значительное экономическое, транспортное, образовательное, торговое и иное участие в ее развитии и становлении. Понятно, что интерес их к Узбекистану небескорыстный, но на данном этапе ни Москва, ни Пекин не доставляют ему особых неприятностей, и между собой, на почве «кто главнее», не ссорятся. Между тем в этой многообещающей стране РФ и КНР практически идут «ноздря в ноздрю», хотя, учитывая украинские события, санкционное давление Запада на Москву и вторичное — на ее партнеров, в инвестиционное развитие Узбекистана могут быть внесены коррективы, что вызовет его ориентировочный «перекос».
А пока дела обстоят следующим образом. В соответствии со стратегией развития «Нового Узбекистана», к 2026 году в стране предполагается 60-процентное увеличение производства продукции на душу населения и прирост промышленного производства на 40%. До 60% возрастет доля частного сектора в банках; сократится ареал государственных монополий; налоговая система упростится. Объем ВВП на душу населения увеличится в 1,6 раза.
Всемирный банк уже внес коррективы в прогноз роста экономики в Узбекистане — в этом году, вместо предполагаемых 3,6%, в докладе ВБ «Перспективы мировой экономики» значатся 4,3%. В будущем году он ожидает рост ВВП этой страны на уровне 5,3% — это самый высокий прогнозный показатель в государствах Центральной Азии, включая относительно благополучный Казахстан: ВБ оценивает его шансы в 2% роста.