a
b
c
d
FindNews.ru - новости, последние события, хроники.

«Построить их заново выйдет дороже»: что происходит с кинотеатрами после потери проката и чем это может закончиться

В Москве и регионах закрываются залы в мультиплексах, а сотрудников переводят на неполный рабочий день. Представители индустрии, помимо обсуждений объемов денежной поддержки от государства, также заговаривают о «параллельном прокате». Кинопоиск пообщался с ними о настоящем и возможном будущем кинотеатров.

Что уже случилось

Киностудии-мейджоры в марте остановили выход своих премьер в России. Среди ожидаемых премьер, которые россияне не увидели на большом экране, оказались «Бэтмен» Warner Bros., анимационный фильм киностудии Pixar «Я краснею» и «Морбиус» Sony.

Потери кинотеатров от невышедших студийных релизов уже можно оценивать в миллиарды рублей — «это колоссальные убытки», рассказала Кинопоиску президент «Каро» Ольга Зинякова. По ее словам, период с января по апрель 2022 года показывает падение в 10% по сравнению с предыдущим годом, но эти цифры не показательны, потому что охватывают хлебный январь и почти весь февраль, которые дорабатывали релизы «новогодней битвы». Если смотреть на разницу показателей февраля и марта 2022-го, когда из кинотеатров ушли большие американские проекты, падение составило до 50% в Москве и до 85% в зависимости от региона, пояснила Зинякова. В объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино» падение выручки и посещаемости составило порядка 70% в апреле, заявила Кинопоиску директор по маркетингу сети Елена Круглова.

Менее крупные участники рынка называют похожие цифры: представитель одной из региональных киносетей оценивает падение сборов в марте в годовом выражении в 55%, а в апреле — в 70%. Владелец кинотеатра «Эпицентр» в Красноярске Сергей Липов говорит о падении на 40% в марте и на 60% в апреле. Он отмечает, что недополученный доход в итоге даже больше, чем тот, что посчитан по падению сборов год к году, из-за низкой базы: в этом году кинопоказ уже «полностью вышел из пандемии», снимались антиковидные ограничения и было меньше переносов.

Как реагируют кинотеатры

«Пока удается балансировать на нуле, постоянно сокращая расходы», — рассказал управляющий одной из региональных сетей. Он ведет переговоры с арендодателями: «Обычно мы платили торговым центрам процент от выручки, например 10%, но не меньше определенной суммы с квадратного метра. Сейчас удается договориться, чтобы этот минимальный порог убрать».

Все опрошенные нами сети и кинотеатры говорят о консервации той или иной части залов — например, часто в девятизальных кинотеатрах действует расписание только на пять залов, а оставшиеся не используются, что позволяет сократить расходы на уборку, электричество и обслуживание оборудования. Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) ведет статистику кинозалов, отработавших хотя бы один сеанс за сутки, и, по этим данным, к середине апреля перестало функционировать около 30% залов. Многие кинотеатры также сокращают режим работы по будням — работают не с утра, как раньше, а только с 12:00 или даже с 14:00 или с 16:00.

Масса сотрудников кинотеатров переводится на неполный рабочий день, и в среднем каждому дается меньше смен в месяц, чем раньше (оплата у большинства работников почасовая), отменяются премии и бонусы. Никто из опрошенных не признался в сокращении штата, но собеседники знают о случаях, когда часть сотрудников отправляют в неоплачиваемый отпуск. «По нашей оценке, среди членов АВК уровень ФОТ в апреле сократится не менее чем на 30%, так как основная модель оплаты труда сотрудников, применяемая в последние годы, — это МРОТ плюс процент с личных продаж. В мае мы прогнозируем первую заметную волну увольнений», — заявил Кинопоиску член АВК и управляющий партнер киносети «Синема 5» Алексей Воронков.

Уже к концу марта в кинотеатрах «практически обнулили рекламные бюджеты, забыли о текущих ремонтах и каком-либо инвестировании в замену или капремонт из основных средств», добавил Воронков. Участники рынка сворачивают планы по строительству новых кинотеатров: в ОС Кинопоиску заявили, что инвестиции и расширение сети пока приостановлены. Ранее выкупившая у мэрии Москвы 39 районных кинотеатров ADG Group, как писал «Коммерсантъ», может отказаться от кинопоказа в части своих объектов, сдав площади фитнес-клубам.

Что показывают

title=

Четкий репертуарный план легальных релизов на лето пока не сложился, «и есть опасение, что его и не будет», говорит глава одного из кинотеатров. Лето традиционно было сезоном блокбастеров, российские продюсеры не планировали выход своих фильмов на этот период, и вряд ли новые планы можно выстроить по щелчку, поясняет он.

«На весну и лето нет ярких российских фильмов сродни „Движению вверх“. Какую-то аудиторию запланированные фильмы соберут, но это будет минимальное поддержание деятельности», — жалуется другой собеседник. Найти альтернативный по спросу контент из других стран, Турции или Индии, сложно: «Есть привычка смотреть то или иное кино, аудитории нужно будет к нему привыкнуть, как к новому оригинальному блюду», — добавил он. «Заменить блокбастеры без блокбастеров невозможно. Кинотеатры продолжат терять выручку. Мы активно работаем над расширением нашего репертуара, в том числе альтернативного контента — спорт, сериалы, концерты, шоу, — но все это, скорее, нишевые, событийные проекты», — рассказала Елена Круглова.

Некоторые кинотеатры организуют частные и публичные показы пиратских версий — Кинопоиск писал о подобных сеансах «Бэтмена». Участники рынка уверяют, что нелегальные показы не массовое явление, на их организацию решаются немногие. «Это риски получить штрафы, варианты приостановки деятельности и даже реальные уголовные сроки», — говорит владелец «Эпицентра» Сергей Липов. «Возможно, студии вернутся и не будут с этими кинотеатрами работать», — опасается глава другого кинотеатра. «Это путь в никуда, откат индустрии на 30 лет назад», — говорит Елена Круглова о нелегальном прокате. В крупных сетях подчеркивают, что не прокатывают кино без разрешения правообладателя, но предоставляют услуги, предполагающие бронирование кинозалов «под личные поводы». «Мы сдаем в аренду не только зал, но и оборудование, а потому, если мероприятие закрытое, гости сеанса могут смотреть любой контент, который приносят с собой и запускают сами», — рассказала Ольга Зинякова из «Каро». По ее словам, договор по этой схеме предусматривает ответственность заказчика мероприятия за показ нелицензионного контента, «но отследить эти нюансы сложно, потому что в арендованный зал на время мероприятия не допускаются третьи, неприглашенные лица».

Как от катастрофы может спасти господдержка

Вопрос о планах в целом ставит участников рынка в тупик: «Пока наш горизонт планирования ограничен ближайшими месяцами, потому что ситуация меняется каждый день», — говорит Зинякова. 1 мая АВК заявила о том, что из-за недостатка репертуара в ближайшие два месяца может закрыться половина российских кинотеатров. «Мы ведем переговоры со всеми арендаторами о снижении арендной ставки, если площадка нерентабельна, убыточна, то мы будем, конечно же, рассматривать вариант ее закрытия в случае, если не будет возможности договориться. Какой-то прогноз о количестве дать сложно», — заявила Елена Круглова.

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от действий государства, с которыми пока нет определенности. 4 мая мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что во время майских праздников власти города будут работать над пакетом мер по поддержке киноиндустрии. В апреле бизнес-омбудсмен Борис Титов запрашивал у вице-премьера Татьяны Голиковой субсидию кинопрокатчикам в размере 6,5 млрд рублей. «Мы ждем решение по субсидированию, а также находим необходимым обнуление аренды площадок, снижение кредитных ставок или введение кредитных каникул», — говорит Ольга Зинякова.

4 мая премьер-министр Михаил Мишустин подтвердил намерение выделить дополнительные субсидии на производство отечественного кино, о которых он первоначально заявил еще в декабре, в итоге поддержка киноиндустрии в 2022 году составит более 14,5 млрд рублей с учетом новых и старых субсидий и «Пушкинской карты», с помощью которой россияне 14–22 лет могут оплачивать билеты на российские фильмы. Новые субсидии для кинопроката, а не для производства могли бы спасти кинорынок в моменте. «Прямая финансовая поддержка нужна для того, чтобы выиграть время, которого у нас нет», — говорит Алексей Воронков. «За последние несколько лет государство выделило на производство фильмов более 60 миллиардов. Стоит ли спасать сами кинотеатры за 6,5 миллиарда, чтобы все было не зря? К сожалению, не мне решать. Знаю только, что построить кинотеатры заново выйдет дороже», — говорит он.

В то же время собеседники признают, что в долгосрочной перспективе субсидии не могут спасти рынок проката без мировых премьер. «Только в марте выпадающие доходы кинотеатров составили 2,5 млрд рублей. Они не могут выделять отрасли такие суммы каждый месяц», — говорит собеседник. В случае, если будут выделены запрошенные 6 млрд рублей, они позволят кинотеатрам проработать несколько месяцев, возможно, полгода, оценивает перспективу один из управляющих. «Если фильмы иностранных мейджоров не вернутся, это будет другой рынок: он будет меньше и по большей части государственный, выживать будут только муниципальные кинотеатры», — добавил он.

Варианты изменения законодательства

title=

Участники рынка также говорят об изменениях закона, которые позволили бы им прокатывать премьеры мейджоров без юридических рисков. «Одним из немногих вариантов выживания кинопрокатного бизнеса могло бы стать принудительное лицензирование», — говорит Сергей Липов. Проект поправок к ГК (о нем писали «Ведомости») предполагает, что, если правообладатель из «недружественного» государства отказывает российскому прокатчику в праве прокатывать фильм, последний может получить права на прокат через суд, если иностранная студия не докажет, что отказ «обусловлен уважительными причинами».

Еще один вариант, который обсуждается на рынке, — параллельный прокат фильмов мейджоров. «Мы открываем счет в „Сбербанке“, „Альфа-банке“ или „ВТБ“, и деньги за прокат, которые положены (мейджорам — Прим.), здесь накапливаются. Если хотите, мы вам в рублях все отдадим, потому что прокат существует легально, хотя без вашего согласия», — заявил глава компании «Каропрокат» Алексей Рязанцев в подкасте «Гаворилин подкаст», опубликованном 2 мая. Правда, спустя три дня он пояснил Кинопоиску, что «это было рассуждение в частной беседе, в которой я представлял только себя, свои мысли , а не позицию кинокомпании „Каропрокат“».

«Предложенная схема не выглядит легитимной в понимании легитимности, которая была до февраля 2022 года, но в сегодняшней ситуации она вполне реальна и жизнеспособна», — считает управляющий партнер «Зуйкова и партнеров» Сергей Зуйков. По его мнению, в целом суды, вероятнее всего, будут становиться на сторону российских компаний. Прецеденты в практике по интеллектуальным правам уже есть: в марте арбитражный суд Кировской области отказал в защите прав на героев мультсериала «Свинка Пеппа» британской Entertainment One на основании того, что она зарегистрирована в стране, наложившей санкции на РФ. А если же будет принят закон о принудительном лицензировании, то он станет «рабочим инструментом либо получения прокатного удостоверения, либо показа фильма без разрешения правообладателя и без прокатного удостоверения», прогнозирует Зуйков.


Автор: Валерия Лебедева («Коммерсантъ»)

Фото: Alexander Schulz / EyeEm/ Getty Images,  iStock / Getty Images Plus

Культура - другие новости