Последние новости, комментарии Поиск по новостям Сегодня:
Все самые последние новости на FindNews.Ru

Путина просят вернуть в Россию уехавших айтишников


Цифровая запись персональных траекторий развития россиян

CNews продолжает публикации о проекте программы 'Цифровая экономика России', подготовленному Минкомсвязи по поручению Президента России Владимира Путина .

Внедрение цифровой экономики потребует подготовки соответствующих специалистов, в связи с чем авторы программы предлагают перестроить учебный процесс, реализовать стратегию обучения в течении всей жизни и ввести систему трудовых взаимоотношений, отвечающую цифровым реалиям деятельности граждан.

Соответствующий раздел программы называется 'Кадры и образование'. Основное предложение раздела - введение для россиян цифровой фиксации персональных траекторий развития, в которые будут включены трудовые и образовательные отношения граждан.

Открытый формат таких траекторий вместе с регламентом хранения персональных данных и независимым реестром оценки квалификации будут сформированы в 2018 г.

Сама система фиксации персональных траекторий будет сформирована в 2019 г. Система будет иметь открытый программный интерфейс для расширения и базовые сервисы для работы с описанием компетенций, их выявления, стандартизации, популяризации, оценивания и сертификации. Все это будет использоваться для представления работником потенциальному работодателю.

В 2025 г. персональные траектории развития будут у 80% россиян трудоспособного возраста, с их помощью будет осуществляться 60% экзаменов и оценочных работ. К тому моменту персональные траектории развития будут использоваться при принятии кадровых решений организациями, участвующими в цифровой экономике.

Тогда же появятся рейтинги образовательных учреждений, образовательных программ и преподавателей на основе репутационной оценки и обработки данных из системы фиксации персональных траекторий россиян.

rating-center'>Ожидаемые показатели проекта программы 'Цифровая экономика России' по разделу 'Образование'

from_excel'>
Показатели и индикаторы 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2025
Доля областей профессиональной деятельности, для которых созданы описания компетенций цифровой экономик, % 30 100
Доля трудоспособного населения, имеющая цифровую запись персональной траектории развития, % 10 80
Доля экзаменов и оценочных процедур, осуществляемых с использованием системы фиксации персональных траекторий развития онлайн, % 10 30 60
Доля обновленных ФГОС и примерных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в соответствии с компетенциями цифровой экономики, % 30 100
Доля преподавательского состава образовательных организаций, переподготовленного для обучения компетенциям цифровой экономики, % 100
Доля выпускников образовательных организаций, которые проходят независимую оценку квалификаций по базовым компетенциям цифровой экономики, % 100
Количество выпускников высшего и среднего профессионального, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне 150 тыс. 500 тыс.
Количество выпускников высшего образования - профессионалов в сфере ИТ 60 тыс 100 тыс.
Количество созданных организаций среднего профессионального образования Минкомсвязи России по цифровой экономике 2 5 10 50
Количество студентов, получающих грантовую поддержку, предоставляемую институтами развития, по проектам в области цифровой экономики 100 200 500
Количество венчурных фондов, созданных с участием университетов, их выпускников, компаний-партнеров университетов для финансирования студенческих стартапов на посевной стадии 2 7 20
Количество обучающихся по программам высшего образования, осваивающих не менее 50% содержания (в зачетных единицах трудоемкости) в формате массовых открытых онлайн курсов 100 тыс. 1 млн.
Доля документооборота образовательных организаций (в том числе зачетные книжки и ведомости студентов), осуществляемого в электронном виде, % 30 45 80 100
Доля текстов студенческих выпускных квалификационных работ или их рефератов размещаются в системе фиксации персональных траекторий с открытым доступом через сайты организаций профессионального образования, % 80 100
Доля образовательных организаций, имеющих в кампусах бесплатный широкополосный беспроводной доступ к сети Интернет, % 100
Доля обучающихся, выбирающих персонифицированные маршруты освоения ключевых компетенций, % 20 50 100
Доля общеобразовательных организаций образовательный процесс в которых ведется в цифровой образовательной среде, где фиксируется его ход и результаты, % 10 90
Доля учебного времени в основных образовательных программах общего образования, в котором обучающиеся используют и осваивают в образовательном процессе цифровые инструменты деятельности, используемые в профессиональной или повседневной деятельности, % 15 30 50
Доля государственной итоговой аттестации выпускников, проходящей с использованием цифровых инструментов деятельности, используемых в профессиональной или повседневной деятельности, % 10 20 40
Сокращение количества уезжающих за рубеж высокотехнологичных специалистов в возрасте до 40 лет, получивших образование в России, по отношению к 2017 г., во сколько раз 2 3
Вхождение российского сегмента цифровой экономики в верхние позиции рейтинге привлекательности работы высококвалифицированных специалистов, верхушка рейтинга, позиций 20 5
Доля зарубежных специалистов, от числа приезжающих для работы в России, участвующих в привлечении новых высококвалифицированных кадров из зарубежных стран, % 30 50 70 80

Источник: CNews Analytics

Также будет реализован пилотный проект анализа больших данных, накапливаемых в системе фиксации персональных траекторий развития, в том числе с применением технологий машинного обучения для автоматизированной оценки сформированности ключевых компетенций цифровой экономики. Запланировано и проведение когнитивных исследований, позволяющие сформировать методику и технологии оценивания стиля (когнитивного потенциала) личности. Цифровой трудовой кодекс

В 2019 г. должен быть сформирован 'цифровой трудовой кодекс'. Он обеспечит переход к более гибким трудовым отношениям (включая дистанционный труд), а также обеспечит нормирование труда, оптимизацию непроизводственных затрат ресурсов (включая излишнюю отчетность) и регламентирует фиксацию персональных траекторий развития. Топ-100 компетенций в области цифровой экономики

В 2018 г. будет проведен анализ актуальных и перспективных потребностей в работниках с компетенциями цифровой экономики и их обеспеченности и спроектированы рекомендуемые и контрольные цифры бюджетного приема на последующие годы в образовательные организации, обеспечивающие перспективные потребности цифровой экономики.

При переходе на следующий уровень образования будут учитываться достижения в соревнованиях, соответствующих потребностям цифровой экономики. В 2020 г. заработает система раннего выявления, поддержки и развития талантов на основе персональных траекторий развития, включающая оценивание стиля (когнитивного потенциала) личности.

В 2019 г. должна быть спроектирована система требований к описаниям компетенций цифровой экономики, в том числе выделены Топ-100 компетенций. Национальная система квалификаций, использующуюся в профессиональных и образовательных стандартах и квалификационных требованиях, будет интегрирована с системой компетенций в области цифровой экономики.

Системы аттестации должны быть вариативны и адекватны задачам цифровой экономики. В 2018 г. будет запущен бесплатный сервис по самооценки компетенций цифровой экономики. В 2019 г. будет создана государственная система аутентификации результатов аттестации компетенций цифровой экономики, в том числе, в рамках независимой оценки квалификаций, размещаемых гражданином в его персональной траектории развития.

Аттестующийся сможет использовать различные системы аттестации: экзамен, деятельность, избранные результаты в рамках национальной системы аттестации. В 2020 г. все студенческие квалификационные выпускные работы будут размещаться в системе фиксации персональных траекторий со свободным доступом, а в 2022 г. все выпускники вузов будут проходить независимую оценку квалификаций по базовым компетенциям цифровой экономики.

С помощью персональных цифровых траекторий будут разработаны способы прогнозирования и формирования персонифицированных образовательных маршрутов, обеспечивающих освоение ключевых компетенций с учетом различных систем аттестации. К 2025 г. их будут выбирать все обучающиеся компетенциям цифровой экономики. Бесплатный Wi-Fi в общежитиях и электронные зачетные книжки

В 2021 г. будет реализована возможность с использованием цифровой инфраструктуры освоения обучающимися образовательных программ из различных источников, включая массовые онлайн-курсы. К 2025 г. 1 млн студентов будет с помощью онлайн-курсов осваивать не менее половины учебных материалов. Также будет реализована поддержка образования маломобильными группами граждан и гражданами с ограниченными возможностями здоровья.

Условия обучения также должны быть полностью цифровизированы. В 2020 г. бесплатный Wi-Fi появится во всех студенческих кампусах. Тогда же будет создана единая информационно-образовательная среда, обеспечивающая планирование, организацию и управление образовательным процессов на всех уровнях непрерывного образования.

Взаимодействие студентов, преподавателей, администрации учебных заведений и работодателей будет происходить в информационной среде без привлечения бумажного носителя - к 2022 г. весь документооборот образовательных учреждений, включая зачетные книжки и ведомости студентов, будет электронным. К 2023 г. в 90% образовательных учреждениях учебный процесс будет идти в цифровой среде с фиксацией результатов. Стартап вместо диплома

В 2018 г. абитуриенты при поступлении в вуз по специальностям информатика и вычислительная техника смогут использовать результаты ЕГЭ (единый государственный экзамен) по информатике и ИКТ.

В 2019 г. сведения о созданных учащимися вузов результатах интеллектуальной деятельности будут учитываться наряду с публикациями при оценки деятельности образовательных организаций. Также будет создана сеть центров трансфера технологий по управлению интеллектуальной собственностью в интересах цифровой экономики.

Будет введена система поощрения достижений как часть геймификации учебного процесса (запуска 'игровых' венчурных фондов, проектов и стартапов и др). С участием университетов, их выпускников и компаний-партнеров будут созданы венчурные фонды для поддержки студенческих стартапов на посевной стадии - к 2022 г. их будет 20. А выпускные квалификационные работы можно будет выполнять в форме стартапов.

Авторы программы считают важным привлечение предприятий и профессиональных сообществ к обучению в сфере цифровой экономики. На базе 100 крупнейших компаний и госкорпораций ежегодно будет определяться не менее 1 тыс. специалистов, направляемых в образовательные учреждения для обучения использованию и применению в работе цифровых инструментов профессиональной и образовательной деятельности.

На базе этих же компаний будет проводиться аттестация преподавателей с применением персональных траекторий развития и будут открыты центры переподготовки специалистов по Топ-100 компетенциям цифровой экономики. Цифровая экономика для школьников

Цифровая экономика затронет и школьную программу. В 2018 г. будет сформировано движение школьников, участвующих в обучении старших в поддержке школьной ИТ-инфраструктуры. В 2019-2020 г.г. будут обновлены все ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) и примерные образовательные программы в соответствии с требованиями цифровой экономики.

Для всех уровней общего образования, в том числе в текущей и итоговой аттестации (включая ЕГЭ), будет введено использование цифровых инструментов деятельности, используемых в профессиональной или повседневной деятельности, информационных источников и сред. В 2025 г. обучающиеся будут использовать такие инструменты 50% учебного времени в основных образовательных программах.

Планируется разработка вариативного содержания предметной области 'Технологии', для преподавания которой будут привлекаться специалисты из реального сектора экономики. Школьные учителя к 2021 г. полностью пройдут переподготовку для обеспечения ими современных моделей образовательного процесса, также будут сформированы примерные персонифицированные образовательные маршруты и способы учета результатов освоения школьниками дополнительных программ и онлайн-курсов.

В 2025 г. количество выпускников среднего и высшего образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, составит 500 тыс. человек. А количество выпускников высшего образования - профессионалов в сфере ИТ - составит 100 тыс. человек. К тому моменту Минкомсвязи создаст 50 организаций среднего профессионального образования по цифровой экономики, а институты развития по проектам в области цифровой экономики будут предоставлять грантовую поддержку 500 учащимся. Привлечение в Россию иностранных ИТ-специалистов и возвращение соотечественников

Авторы программы считают необходимым не только обучать цифровой экономики, но и стимулировать граждан осваивать компетенции в данной сфере. С 2019 г. на федеральном уровне будет постоянно ввестись информационная кампания по развитию карьеры в условиях цифровизации с охватом потенциальной аудитории 20-40 млн специалистов.

Для компаний, которые трудоустраивают специалистов после прохождения обучения по компетенциям цифровой экономики, будут введены налоговые льготы. Аналогичные льготы появятся и для работодателей, направляющих своих сотрудников преподавать, и для самих преподающих сотрудников.

В 2020 г. будут введены механизмы выдачи лицензий на определенные типы профессиональной деятельности, требования к занятию должностей, механизмы доплат, льгот, в том числе для пенсионеров. Также будет введена система аттестационных нормативов компетентности для цифровой экономики, дающих поступающим в вузы преимущества, аналогичные нормативам ГТО (комплекс 'Готов к труду и обороне').

Помимо подготовки в России кадров для цифровой экономики, авторы программы намерены и привлекать в Россию высококвалифицированных иностранных ИТ-специалистов. С 2018 г. начнет развиваться система позитивного информирования международного хайтек-сообщества о перспективах занятости в высокотехнологичных компаниях российского сегмента мировой цифровой экономики. Для специалистов, представляющих интерес для цифровой экономики, будут упрощены условия въезда и предоставления права на работу в России, а также проработан механизм предоставления двойного гражданства.

В 2019 г. в ИТ-кластерах будут созданы центры иностранных специалистов с мультиязыковой средой и средствами культурной интеграции, с инфраструктурой и хорошей транспортной доступностью.

А в 2021 г. будут созданы анклавы потенциальных участников цифровой экономики за рубежом, как для организации работ в российском сегменте мировой цифровой экономики, так и для организации переподготовки с последующим переездом.

Необходимо будет задуматься и над возвращением в Россию уехавших ИТ-специалистов. В 2019 г. будет введена в оборот карта российского соотечественника, предоставляющая иностранным специалистам высокой квалификации российского происхождения, свободно владеющим русским языком, право въезда и работы на территории России. Будет создана система оценки квалификации владельцев таких карт.

 |  Наука и высокие технологии  | Источник: cnews.ru

Новости по теме

Инсайдеры рассекретили Galaxy S9 В интернете появились фотографии новой флагманской линейки Samsung Galaxy. Фотографии моделей S9 и S9+ выложены на сайте Slashleaks, специально посвященном сливам характеристик и изображений неанонсированных устройств. Официальная премьера смартфонов состоится в Барселоне на MWC 2018, и произойдет это только 26 февраля 2018 г...
Уязвимости ICOКаждый проект первичного предложения токенов (ICO) хакеры могут атаковать в среднем пятью различными способами, воспользовавшись соответствующими уязвимостями. При этом для того, чтобы похитить собранные в ходе проекта средства, злоумышленникам достаточно использовать лишь одну уязвимость...
Сервер РСК на Эльбрусах Российская суперкомпьютерная компания РСК в конце 2018 г. представит на рынке коммерческое блейд-серверное решение на базе отечественных процессоров Эльбрус. О работах в данном направлении стало известно из записи представителя компании МЦСТ (разработчик процессоров) - Максима Горшенина - в одной из соцсетей...
Роскосмос без денег погасил долг в 47 миллиардов рублей
Роскосмос погасил задолженность перед Минфином в размере 46,9 миллиарда рублей, сообщает Счетная палата в отчете об исполнении бюджета за 2017 год.В документе отмечается, что в конце декабря 2017 года стороны провели некассовую операцию в части поступления прочих неналоговых доходов, запланированных как погашение задолженности прошлых лет по международным договорам Федерального космического...
Найден способ заряжать смартфон от воздуха
Исследователи Массачусетского технологического института разработали устройство, способное вырабатывать электричество из атмосферы. Об этом сообщается на сайте института.Устройство работает на основе каждодневных колебаний температуры окружающей среды. Так, при разнице дневной и ночной температуры в 10 градусов Цельсия оно вырабатывает 1,3 милливатта энергии и 350 милливольт потенциала...
Rambler