a
b
c
d

"Настало время новых технологий". Интервью академического директора Центра 3t Дениса Малашкова журналу "Автограф"

О том, как повысить эффективность компании, лучше всех знает только… сама компания. Именно так считает Денис Малашков, академический директор Центра тренингов и оценки персонала 3t и известный бизнес-тренер. Среди его клиентов — масштабные федеральные бренды (Renewal, "Ростелеком", "2GIS", "Роснефть", "Центр внедрения "Протек", Krone) и крупные компании Сибирского региона ("Восточный Альянс", "Центр новых медицинских технологий", "Мэйпл", аптечная сеть "Хелми", "Агромаркет"). Несколько десятков тренеров, подготовленных в стенах Центра 3t под его руководством, успешно реализуются в профессии, занимая должности корпоративных тренеров и руководителей учебных центров.

Подробнее о том, как находятся решения актуальных вопросов и разрабатываются конкретные пути повышения эффективности команды, Денис рассказал нам в своём интервью.

Денис, в продолжение нашего разговора (вышедшего в журнале "Автограф" в ноябре 2016 г.) расскажите о современных тенденциях рынка бизнес-образования.

Первое, о чём важно сказать — это фасилитация. Это новое направление, отличающееся от формата тренингов и мастер-классов, к которым мы все привыкли, направленное на поиск конкретных прикладных решений. Так, например, часто технический и коммерческий блоки одной организации не могут прийти к взаимопониманию — одни продают услугу, а другие не могут воплотить её в жизнь и наоборот. Идут несостыковки бизнес-процесса и поиски того, кто "виноват". Метод фасилитации позволяет коллективу, под руководством нашего тренера, самостоятельно найти решение данной проблемы и выстроить дальнейший план действий. Данный метод эффективен и в отношении многих других сложных задач.

Чем этот формат отличается от тренингов?

На тренинге, в результате совместной работы с тренером, мы привыкли ждать уже неких готовых инструментов. Основная задача тренинга — это всё же отработать какой-либо навык, инструмент, технику и т.п. В формате фасилитации же ведущий не выступает "научающим" звеном. В юриспруденции есть такой термин — "медиация", то есть посредничество в определённых спорных моментах. Таким же посредником выступает и ведущий фасилитационной сессии. Он лишь подталкивает и направляет команду, помогая выстроить список наболевших вопросов, решить, что из этого имеет самый проблемный характер и содействует поиску решения проблемы силами самой команды. Таким образом люди сами находят решение важных вопросов, участвуя в управляемом обсуждении, где каждый может (и должен) высказаться, зная, что его мнение будет услышано и принято к сведению. Мой опыт позволяет мне с уверенностью сказать — в большинстве случаев люди сами прекрасно знают, что и как им нужно делать. На выходе люди получают готовый продукт, алгоритм дальнейшей работы, выстроенный ими же самими, что повышает эффективность его дальнейшего внедрения — то, что сделано нашими собственными руками, мы всегда ценим выше.

В чём ещё плюсы фасилитации?

Можно сказать, что такой "скрытый эффект" этого метода — командообразование. Находясь в совместном поиске определённых решений, люди настолько сплачиваются, сами того не замечая, что это имеет просто ошеломительный эффект. То есть порой не нужно специально подбирать сплачивающих командных упражнений. Лучше всего люди сплачиваются вокруг общей реальной задачи, обсуждая и решая которою, делают свою команду ещё сильнее. Также большим плюсом является полноценное задействование так называемое "внутренней экспертизы" — то есть вовлечение в процесс всех причастных к обсуждаемой проблеме внутри компании сотрудников. То, что руководство компании за счёт использовании фасилитации спрашивает у своих специалистов их помощи, совета и участия в решении вопросов, очень вовлекает людей. Сотрудники, как я уже говорил, лучше любого внешнего тренера знают нюансы своей работы — соответственно, нет никаких внешних неподходящих или неадаптированных решений — что, к сожалению, достаточно часто бывает на рынке. Компания знает лучшее решение, а мы поможем организовать процесс его поиска и приведём к нужным результатам.

В каких ещё вопросах, помимо поиска решения каких-то конкретных проблем компании, применима фасилитация?

Например, в выстраивании стратегии или миссии, поиске ценностей бизнеса, выработки модели компетенции сотрудников, поиске нового плана развития бизнеса и так далее. Метод фасилитации тем и хорош, что в этих вопросах будут разбираться компетентные люди, которые непосредственно "варятся" в процессе. Прошло время, когда многому нужно было учить. Большинство передаваемых технологий на тренингах уже знакомы многим из нас, и удивить людей уже сложно. Теперь им с их багажом знаний нужно просто дать возможность самим найти алгоритмы решения проблем. Здесь важен такой момент — когда компания сама создаёт себе стратегию, она будет ценить это гораздо больше, нежели это сделал бы за них посторонний человек. Формат также эффективен при проведении корпоративных конференций. Обычно длительные презентации перед аудиторией — это порой достаточно скучные мероприятия, фасилитиция же помогает провести качественную конференцию, в ходе которой важная информация обязательно найдёт своих адресатов — услышан будет каждый выступающий.

Какие ключевые тренды рынка бизнес-образования вы ещё можете выделить?

Стоит сказать о развитии системы внутреннего обучения. Сегодня многие компании обзаводятся внутренним тренером, который должен стать носителем внутреннего знания или внутренним фасилитатором. Кстати, в марте 2017 года мы запускаем новую программу обучения фасилитаторов — это первая подобная в Барнауле программа, где можно будет этому научиться. Мы будем рады видеть всех желающих освоить результативные прикладные технологии и научиться качественно новому подходу к управлению групповыми обсуждениями. Прийти на этот тренинг могут как уже практикующие специалисты (внутренние тренеры), так и руководители, заинтересованные в повышении эффективности своих подразделений и компаний. Результат будет у любого участника, это я могу смело сказать.

Также к трендам рынка я бы отнёс оценку компетенций (ассессмент-центры), но об этом, думаю, стоит составить отдельный разговор с руководителем центра оценки компетенций нашей компании, так как это тема очень сложная и требующая детального обсуждения. Качественная оценка персонала сейчас, безусловно, один из ключевых трендов. И ключевой момент именно в качестве данной процедуры.

Денис, существуют ли универсальные методы работы для разных команд?

Универсальность — это, скорее, миф, чем панацея. Я часто посещаю мероприятия коллег, других тренеров, приезжих мастеров и могу сказать, что люди, приходящие из различных сфер бизнеса, не могут подчиняться "универсальным" правилам — алгоритмы у всех свои. В медицине нет "универсальных" таблеток от всех болезней. Любой врач вам скажет, что помимо лечения важно заниматься профилактикой, восстановлением и так далее. Точно также и в бизнесе — нужно быть готовым к тому, что ответственность и поиск нужных решений находятся внутри компании. Именно этим принципом мы руководствуемся в нашей работе, и во многом именно это позволяет Центру 3t занимать лидирующие позиции на рынке. Одна из наших ключевых ценностей — это открытость, и мы всегда рады возможности делиться опытом и реализовывать наш потенциал во благо партнёров!

Бизнес-образование - другие новости