a
b
c
d
FindNews.ru - новости, последние события, хроники.

Расходы на развитие российского интернета вещей урезали в 4 раза

На развитие интернета вещей (ИВ) в России до 2024 г. потратят ?40 млрд — такая сумма указана в профильной дорожной карте. Это почти в 4 раза меньше, чем планировалось изначально.

Затраты на развитие интернета вещей в России

В распоряжении CNews оказалась дорожная карта развития высокотехнологичной области интернета вещей в период до 2024 г. Документ был разработан госкорпорацией Ростех в рамках соглашения с правительством и одобрен правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Первая версия этого документа была представлена в конце 2019 г. Тогда предполагалось, что объем инвестиций в интернет вещей до 2024 г. составит ?144,9 млрд. Из этой суммы федеральный бюджет должен был выделить ?37,7 млрд, а внебюджетные источники — ?107,2 млрд. В итоговой версии документа сумма сократилась почти в 4 раза — до ?39,8 млрд. Теперь на федеральный бюджет приходятся ?22,4 млрд, а на внебюджетные источники — оставшиеся ?17,4 млрд.

Для чего нужна дорожная карта интернета вещей

Концепция интернета вещей представляет собой совокупность направлений, основой которых являются технологии идентификации, измерения, сбора, передачи, обработки информации с датчиков, сенсоров и других физических предметов («вещей»). Они будут направлены на создание инфраструктуры объединенных информационных сетей для взаимодействия как друг с другом, так и внешними системами. Подразумевается возможность удаленного контроля и управления без участия человека.

Мероприятия дорожной карты направлены на создание условий для развития технологии (в том числе создание благоприятной регуляторной среды посредством преодоления нормативно-правовых барьеров и гармонизации существующих и создаваемых стандартов), обеспечение условий для создания коммерчески успешных платформ, сервисов и решений на базе интернета вещей, максимизацию синергии в части интероперабельности разрабатываемых отечественных протоколов передачи данных, ПО, платформ и сервисов на их основе.

iot1000.jpg

Глобальный рынок интернета вещей на 2019 г. составляет $212 млрд, а к концу 2024 г. этот показатель вырастет до $1,08 трлн. Источник: ru.depositphotos.com

Ключевым аспектом развития ИВ является обеспечение интерпорабельности и экономической эффективности деятельности участников отраслевых рынков. Для этого необходимо обеспечить высокий уровень подключенности разрабатываемых ими устройств и приложений посредством построения платформенной инфраструктуры.

Развитие по платформенной модели технологической инфраструктуры и сегментация отраслевых платформ позволят создать условия для применения бизнес-моделей, приводящих к кратному росту капитализации российских компаний рынка интернета вещей и рентабельному импортозамещению всего спектра устройств и приложений для обеспечения технологического суверенитета.

Для построения платформенной экосистемы интернета вещей необходимо для каждого уровня технологических и отраслевых платформ разработать отраслевые рекомендации и требования для применения в устройствах и приложениях. Для публичного рынка ИВ рекомендации должны быть зафиксированы в государственных стандартах.

Глобальный рынок интернета вещей на 2019 г. составляет $212 млрд. По прогнозным оценкам, к концу 2024 г. этот показатель вырастет до $1,08 трлн. Совокупный среднегодовой рост на горизонте 5 лет составит 38,5%.

На российском рынке интернета вещей до настоящего времени доминировали сегменты оборудования и сервисного обслуживания этого оборудования. Это связано с увеличением количества компаний, внедряющих ИВ или дополнительное оборудование, сенсоры и датчики в бизнес-процессы для сбора недостающих данных.

Основными игроками на отечественном рынке интернета вещей являются зарубежные гиганты: Honeywell, Wonderware, SAP, Siemens, Bosch и другие. Отечественные промышленные компании и предприятия, а также организации, отвечающие за объекты критической инфраструктуры, используют комплексные решения, построенные на зарубежной инфраструктуре сетей ИВ. Одной из причин сложившейся ситуации является несогласованность российских компаний в задачах создания единой инфраструктуры и общих стандартов и, как следствие, отсутствие у них комплексных решений в каждом сегменте интернета вещей.

Разработка технологических и отраслевых платформ, обеспечивающих интероперабельность отечественных устройств, сервисов и приложений для построения комплексных решений ИВ, имеет фундаментальное значение для развития технологии в России. Пандемия 2020 г. резко повысила актуальность развития технологии как в части сервисов и систем, связанных непосредственно с эпидемиологической ситуацией, так и в контексте большинства отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, вынужденных существовать в режимах дистанционной занятости и карантинных мероприятий. В целях повышения устойчивости экономики России к подобным кризисам как раз необходимо развитие экосистемы интернета вещей.

Разработка устройств для автоматического измерения показателей и передачи данных, собираемых с этих устройств, в интегрируемые между собой части технологической инфраструктуры позволит значительно увеличить достоверность данных. Например, в системах по учету использования ресурсов, что увеличит прозрачность многих секторов экономики, а высвободившиеся ресурсы могут быть реинвестированы в инфраструктуру ЖКХ, ресурсоснабжающие организации и др. Платформизация позволит синхронизировать действия всех участников рынка, в том числе федеральными и региональными органами власти. Платформы аккумулируют в себе необходимые цифровые технологии, существенно сокращая транзакционные издержки ее участников, что приводит к эффективности ведения бизнеса, снятию барьеров входа для новых субъектов, созданию высококачественных сервисов для потребителей.

Одной из ключевых целей дорожной карты является построение инфраструктуры для развития отечественных технологий, что подразумевает создание следующих продуктов российского производства: платформы для работы с операционными системами интернета вещей с открытым исходным кодом; веб-сервиса управления проектами в области ИВ для группы разработки стандартов и проектов; облачной платформы интернета вещей и маркетплейса устройств и приложений ИВ; платформы интеграции сервисов интернета вещей с государственными и региональными информационными системами; платформы сервисов (тестирования, стандартизации, аккредитации, аттестации и сертификации устройств и приложений); платформы образовательного контента ИВ; платформы акселерации стартап-проектов, разрабатывающих прикладные решения с использованием интернета вещей.

На основе отечественных технологических платформ интернета вещей российские и зарубежные компании будут разрабатывать устройства, приложения и сервисы в целях их последующего внедрения.

В рамках реализации дорожной карты запланирована разработка технологических платформ ИВ, интегрируемых с существующими отраслевыми государственными информационными системами (ГИС), в том числе программных интерфейсов приложений (API), инструментов разработки программного обеспечение (SDK) и фреймворков.

Также запланировано осуществление поддержки отраслевых проектов, сервисов, процессов создания устройств и оборудования интернета вещей в здравоохранении и сфере социальных услуг, логистике, области общественного и индивидуального транспорта, экологическом мониторинге, хранении, фулфилменте и автоматизации складских позиций, строительстве, оптовой и розничной торговле, ЖКХ, при создании умных городов, при управлении объектами недвижимости и умными домами, умным производством, в обрабатывающем производстве, добыче полезных ископаемых, сборе, транспортировка и утилизации отходов.

В рамках дорожной карты предусмотрена следующая целевая модель организации и устройства рынка: технологические платформы, позволяющие участникам рынка интернета вещей разрабатывать свои решения быстрее, дешевле, с гарантированным уровнем качества, обеспечивающие интероперабельность всех существующих и создаваемых решений; отраслевые цифровые платформы, позволяющие, во-первых, всем игрокам рынка ИВ создавать решения с учетом отдельно взятых отраслей, что, в свою очередь, дает возможность участникам экономических отношений этой отрасли существенно снижать транзакционные издержки на типовые бизнес-процессы и применять новые бизнес-модели, повышающие их прибыль и капитализацию, а во-вторых, обеспечивающие экономическую эффективность отрасли и синергию от применения различных решений в рамках каждой отрасли; широкий круг разработчиков отдельно взятых устройств и приложений, использующих технологические и отраслевые платформы, имеют возможность сократить время разработки, снизить транзакционные издержки на вывод своего продукта на рынки конкретных отраслей и своевременно пользоваться мерами поддержки от институтов развития.

Основными участниками рынка разработки являются отечественные рыночные ИТ-компании. Для качественной и современной разработки требуется сформировать набор функциональных и отраслевых требований к отечественным платформам интернета вещей, обеспечить совместимость разрабатываемых технологий, достичь синхронизации научно-технических и проектно-изыскательных работ в части последовательности и взаимодополненности, а также обеспечить общую координацию проектов среди разрозненных исполнителей.

Центр компетенций интернета вещей

Центр компетенции, который должен быть создан в периметре Ростеха, обеспечит формирование набора функциональных и отраслевых требований к отечественным платформам интернета вещей, координацию, оптимизацию и совместимость разрабатываемых решений. В целях вывода на международный рынок ИВ-продуктов и сервисов на их основе требуется вступление в международные организации по стандартизации для последующей синхронизации отечественных разработок и стандартов, признанных на зарубежных рынках.

Модель реализации мероприятий дорожной карты выработана Ростехом совместно с участниками рынка в целях обеспечения эффективности развития высокотехнологичной области ИВ. Она предусматривает две группы мер поддержки.

Первая группа мер будет реализоваться Минцифры и Ростехом в интересах неопределенного круга участников рынка. В том числе речь идет о создании центра компетенций по развитию ИВ, основными целями которого станут формирование собственных компетенций и экспертизы в части стратегического развития рынка ИВ; развитие технологической инфраструктуры, позволяющей на порядок увеличить сложность рентабельных проектов по модернизации отраслей в части интернета вещей; увеличение скорости, снижение стоимости при гарантированном соблюдении качества реализуемых проектов; создание условий для ускоренного развития ИВ за счет гармонизации существующих и создаваемых технических стандартов; подготовка рекомендаций федеральным органам власти и институтам развития по механизмам реализации мер поддержки проектов интернета вещей на всех этапах их жизненного цикла; разработка системного подхода к сегментации рынка ИВ; прогнозирование темпов роста сегментов и обеспечение компаний рынка интернета вещей необходимой экономической и технической аналитикой.

Также в перечне указанных мер значатся: создание консорциума с лидирующими компаниями рынка интернета вещей для организации экономической и технологической кооперации в совместной разработке цифровых платформ в рамках дорожной карты; увеличение скорости модернизации отечественных отраслей экономики и сфер жизнедеятельности за счет рентабельного внедрения ИВ-решений; создание условий для применения бизнес-моделей, приводящих к кратному росту капитализации российских компаний рынка ИВ и рентабельному импортозамещению всего спектра устройств и приложений для обеспечения технологического суверенитета России; представление российских интересов в международных организациях интернета вещей; рекомендации по преодолению нормативно-правовых барьеров и созданию благоприятной регуляторной среды для рынка ИВ; обеспечение интеграции платформ интернета вещей с государственными информационными системами.

Последовательность оказания мер поддержки предполагается следующая: Ростех создает и обеспечивает управление центром компаний по развитию ИВ. Минцифры доводит до Ростеха финансирование, выделенное на функционирования центра компетенций, в размере ?900 млн. Ростех посредством центра компетенций обеспечивает взаимодействие с экспертным и предпринимательским сообществами с целью выработки согласованных технических, экономических, правовых и иных требований для развития ИВ.

Вторая группа мер поддержки — это меры, реализуемые институтами развития на конкурсной основе в отношении участников рынка интернета вещей, включающие в себя предоставление грантов, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Данные меры включают в себя следующие шаги, реализуемые участниками рынка при участии институтов развития и центра компетенций: разработка технологических платформ интернета вещей, проведение научно-исследовательских работ, подготовка отраслевых и функциональных требований, а также отраслевых технологических заданий; разработка совместно с участниками рынка отраслевых платформ ИВ; массовая поддержка разработки устройств и приложений на базе экосистемы интегрированных платформ интернета вещей и ГИС с обеспечением интероперабельности данных.

На реализацию вышеуказанных мер поддержки Минцифры доведет до институтов развития финансирование в размере ?21,5 млрд. В то же время институтами развития будет привлечено внебюджетное финансирование в размере ?17,4 млрд.

Целевые показатели

По прогнозам авторов дорожной карты, объем производства и продажи на внутреннем и внешнем рынках продукции (товаров, работ, услуг), основывающейся, в том числе, на отечественном интернете вещей, вырастет с ?30,3 млрд в 2019 г. до ?661,8 млрд в 2030 г.

В том числе в области электронной компонентой базы объем производства вырастет с ?6 млрд до ?132,4 млрд, в области оборудования — с ?21,2 млрд до ?198,5 млрд, в области рынка данных — с ?1,5 млрд до ?165,5 млрд, в области платформ и сервисов — с ?1,5 млрд до ?165,5 млрд.

Совокупная доля российских компаний на мировом рынке решений на базе технологий интернета вещей за этот период увеличится с 0,05% до 0,65%, объем продаж российских компаний на внешнем рынке ИВ-решений составит ?16 млрд (сейчас — 0), а на внутреннем — увеличится с ?30,3 млрд до ?645,8 млрд.

В области технологических платформ объем мирового рынка увеличится с $18 млрд в 2019 г. до $39 млрд в 2024 г., объем российского рынка — с ?8 млрд до ?32 млрд, объем продаж российских компаний на внешнем рынке — с $93 млн до $374 млн, на внутреннем — с ?3 млрд до ?24 млрд.

В области отраслевых платформ и промышленного ПО объем мирового рынка увеличится с $6 млрд до $44 млрд, объем российского рынка увеличится с ?20,8 млрд до ?1,07 трлн. Объем продаж российских компаний на внешнем рынке (объем экспорта) к 2030 г. составит $1,3 млрд, на внутреннем рынке зафиксируют рост с ?15,2 млрд до ?103,7 млрд.

В области устройств и приложений объем мирового рынка увеличится с $34,8 млрд до $75,6 млрд, объем российского рынка — со ?120,7 млрд до ?1,85 трлн. Объем продаж российских компаний на внешнем рынке составит $600 млн, на внутреннем — увеличится с ?7,6 млрд до ?51,8 млрд.

Интегральный показатель, отражающий уровень развития технологий (УГТ), увеличится с «3» в 2019 г. до максимально возможных «9» в 2030 г. Это касается областей ЭКБ, оборудования, протоколов передачи данных, а также платформ и сервисов.

Также к 2030 г. появится как минимум одна российская компания-стартап с капитализацией более $1 млрд («единорог»). Объем инвестиций в основной капитал российских компаний, производящих продукты и сервисы на базе интернета вещей, к 2024 г. составит ?12,55 млрд. Сюда входят посевное финансирование (?2,75 млрд), венчурное финансирование (?4,1 млрд) и прямые инвестиции (?5,7 млрд).

Объем затрат на исследования и разработки российских компаний, производящих продукты и сервисы на базе интернета вещей, к 2024 г. составит ?9 млрд. На фундаментальные и поисковые исследования будет потрачено ?1,75 млрд, на прикладные исследования — ?3,4 млрд, а на опытно-конструкторские работы — ?3,8 млрд.

В части обеспечения кадрами с необходимым уровнем квалификации планируется, что к 2030 г. магистратуру (специалитет) по соответствующему направлению закончат 20,3 тыс. человек. В соответствующие проекты будет привлечено 70 специалистов, имеющих высший рейтинг в глобальном разрезе. Число привлеченных международных (зарубежных) специалистов составит 140 человек. 7 российских организаций высшего образования войдут в число 100 ведущих университетов согласно отраслевым международным рейтингам.

Доля патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами по процедуре РСТ (договор о патентной кооперации), в общем количестве ежегодно регистрируемых патентов по соответствующим отраслевым рубрикаторам к 2030 г. составит 0,19%. Количество патентов, зарегистрированных российскими физическими и юридическими лицами по процедуре РСТ по соответствующим отраслевым рубрикатором, к 2030 г. составит 4,43 тыс.

Доля публикаций российских резидентов в общемировом количестве публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, по соответствующим отраслевым рубрикаторам составит 0,96% в 2030 г., что составит не менее 630 публикаций. При этом их средняя цитируемость к 2030 г. составит 600. У России к этому моменту будет пятая позиция в глобальном рейтинге уровня развития интернета вещей.

Количество устройств в России, присоединенных или имеющих возможность подсоединения к сети (в том числе от иностранных вендоров) увеличится со 103,7 млн в 2019 г. до 2,56 млрд в 2030 г. В том числе количество устройств, управляемых по российскому протоколу, увеличится за этот период с 10,4 млн до 1,54 млрд. Количество устройств, содержащих российские микросхемы связи, составит к 2030 г. 1 млрд, а содержащих российскую систему на кристалле SoC — 895 млн.

Ожидается, что Россия по количеству подсоединенных устройств интернета вещей поднимется с 15 места глобального рейтинга в 2019 г. до 5 места в 2030 г. Доля территории городов, протяженности магистральных автодорог и железных дорог, судоходных рек, северного морского пути с покрытием специализированными сетями для подключения устройств интернета вещей за данный период увеличится с 3% до 100%.

К 2030 г. будут разработаны 4 российских протокола связи и взаимодействия устройств, будет принято 14 российских стандартов (ГОСТ), регулирующих область интернета вещей. Также откроют 15 профильных кафедр по направлению ИВ, создадут 10 научно-образовательных центров, 5 национальных центров мирового уровня, 16 экспериментальных (тестовых) площадок при технопарках, ОЭЗ, ТОР и на ТСНР.

DSaaS: почему анализ данных как услуга набирает обороты Новое в СХД

Количество разработчиков (профильных исследовательских организаций и структурных подразделений, лабораторий), к 2030 г. достигнет 50. К этому моменту будет разработано 5 единиц встроенного ПО, поддерживающего протоколы передачи данных, а также 16 платформ в отдельных отраслях.

К 2024 г. будет обеспечено создание четырех российских технологических платформ в рамках реализации дорожной карты по развитию интернета вещей. В ближайшее время ожидается проведение расширенной конверсии частот в диапазонах 400 и 800 МГц и увеличение максимальной эффективной излучаемой мощности сигналов до 500 мВТ. К 2030 г. должно быть принято 8 регуляторных решений по сертификации автоматизированных систем на объектах критически важных инфраструктур.

К 2024 г. центром компетенций по развитию ИВ должна быть обеспечена экспертная поддержка реализации 25 исследований и проектов по разработке и внедрению технологических продуктов и решений. Будет обеспечена координация разработки и внедрения 7 цифровых платформ на базе интернета вещей и их интеграция с государственными информационными системами в целевых отраслях применения.

Также будет обеспечена экспертная поддержка 235 профильных программ подготовки в области интернета вещей учащихся школ, техникумов, колледжей, бакалавров и магистров курсов повышения квалификации, а также внедрение профильных дисциплинарных блоков в существующие образовательные программы.


Целевые показатели дорожной карты развития интернета вещей

№ п/п Наименование целевого показателя Единицы измерения 2019 г., базовое значение 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2030 г.
1 Объем производства и продаж на внутреннем и внешнем рынках продукции (товаров, работ, услуг), основывающейся в том числе на отечественных технологиях соответствующей высокотехнологичной области млрд рублей 30,3 30,6 38,6 55,8 96,5 209,8 661,8
1.1. Электронная компонентная база млрд рублей 6,06 6,12 7,71 11,17 19,3 41,97 132,36
1.2. Оборудование млрд рублей 21,21 21,43 23,14 27,92 38,61 62,95 198,53
1.3. Рынок данных млрд рублей 1,52 1,53 3,86 8,38 19,3 52,46 165,45
1.4. Платформы и сервисы млрд рублей 1,52 1,53 3,86 8,38 19,3 52,46 165,45
1.5. Совокупная доля российских компаний на мировом рынке решений на базе технологий интернета вещей проценты 0,05 0,05 0,06 0,12 0,3 0,36 0,65
1.6. Объем продаж российских компаний на внешнем рынке решений на базе технологий интернета вещей млрд рублей 0,0 0,0 0,0 0,0 0,8 2,5 16
1.7. Объем продаж российских компаний на внутреннем рынке решений на базе интернета вещей млрд рублей 30,3 30,6 38,6 55,8 95,7 207,3 645,8
2 Интегральный показатель, отражающий уровень развития технологий УГТ 3 3 4 4 5 6 9
2.1. Электронная компонентная база УГТ 3 3 4 4 5 6 9
2.2. Оборудование УГТ 3 3 4 4 5 6 9
2.3. Протоколы передачи данных УГТ 3 4 4 5 5 6 9
2.4. Платформы и сервисы УГТ 3 3 4 5 6 7 9
2.5. Количество российских компаний-стартапов, капитализация которых превысила $1 млрд («единороги») единицы 0 0 0 0 0 0 1
3 Объем инвестиций в основной капитал российских компаний, производящих продукты и сервисы на базе интернета вещей млрд рублей 0,00 0,8 1,8 3,45 4,55 1,95 0,00
3.1. Объем предоставленного посевного финансирования млрд рублей 0,00 0,15 0,4 0,8 1 0,4 0,00
3.2. Объем предоставленного венчурного финансирования млрд рублей 0,00 0,25 0,8 1,1 1,35 0,6 0,00
3.3. Объем предоставленных прямых инвестиций млрд рублей 0,00 0,4 0,6 1,55 2,2 0,95 0,00
4 Объем затрат на исследования и разработки российских компаний, производящих продукты и сервисы на базе интернета вещей млрд рублей 0,00 0,75 1,75 2,3 2,4 1,75 0,00
4.1. Фундаментальные и поисковые исследования млрд рублей 0,00 0,15 0,3 0,5 0,5 0,3 0,00
4.2. Прикладные исследования млрд рублей 0,00 0,29 0,65 0,9 0,9 0,65 0,00
4.3. Опытно-конструкторские работы млрд рублей 0,00 0,31 0,8 0,9 1 0,8 0,00
5 Обеспеченность кадрами с необходимым уровнем квалификации
5.1. Число специалистов, закончивших магистратуру (специалитет) по соответствующему направлению человек в год 1000 1450 2150 2950 3500 4200 5000
5.2. Количество привлеченных в соответствующих проектах специалистов, имеющих высший рейтинг в глобальном разрезе человек в год 2 5 7 10 12 14 20
5.3. Число привлеченных международных (зарубежных) специалистов человек в год 3 10 15 21 24 29 35
5.4. Количество российских организаций высшего образования, входящих в число 100 ведущих университетов согласно отраслевым международным рейтингам единицы 1 1 2 3 4 5 7
6 Количественные характеристики созданных результатов интеллектуальной деятельности и научных исследований
6.1. Доля патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами по процедуре PCT, в общем количестве ежегодно регистрируемых патентов по соответствующим отраслевым рубрикаторам проценты 1,6 2,23 4,36 6,68 6,96 14,47 9,19
6.2. Количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами по процедуре PCT, по соответствующим отраслевым рубрикаторам единицы 80 192 336 576 720 1200 1330
6.3. Доля публикаций российских резидентов в общемировом количестве публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, по соответствующим отраслевым рубрикаторам проценты 0,27 0,44 0,48 0,55 0,61 0,71 0,96
6.4. Количество публикаций российских резидентов в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, по соответствующим отраслевым рубрикаторам единицы 43 69 75 87 96 112 150
6.5. Средняя цитируемость публикаций российских резидентов в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, по соответствующим отраслевым рубрикаторам единицы 30,1 62,1 97,5 139,2 201,6 313,6 600
7 Позиция Российской Федерации в глобальном рейтинге уровня развития интернета вещей место 15 15 14 14 13 12 5
8 Дополнительные показатели
8.1. Количество устройств в РФ, подсоединенных к сети или с возможностью подсоединения и взаимодействия, в том числе от иностранных вендоров, в т.ч.: млн единиц 103,7 165,7 145 153,9 187,8 458,8 2559,2
8.1.1. (или) управляемых по российскому протоколу млн единиц 10,4 24,8 58 92,3 112,6 275,3 1535,5
8.1.2. (или) содержащих российские микросхемы связи млн единиц 0,0 8,3 14,5 46,2 56,3 137,6 1023,7
8.1.3. (или) содержащих российскую систему на кристалле SoC млн единиц 0,0 0,0 7,3 23,1 28,2 68,8 895,7
8.2. Место РФ в мире по количеству подсоединенных ИВ-устройств позиция 15 15 14 14 13 12 5
8.3 Готовность сети — доля территории городов, протяженности магистральных автодорог и железных дорог, судоходных рек, северного морского пути с покрытием специализированными сетями для подключения устройств интернета вещей проценты 3 9 22 35 40 50 100
8.4. Разработаны российские открытые протоколы связи и взаимодействия устройств (накопленным итогом) единицы 0 1 1 2 2 3 4
8.5. Принятие российских стандартов (ГОСТ), регулирующих область интернета вещей (накопленным итогом) единицы 1 2 4 5 6 8 14
8.6. Открыты профильные кафедры по направлению интернета вещей (накопленным итогом) единицы 2 3 5 8 10 12 15
8.7. Количество научно-образовательных центров по соответствующему профилю (накопленным итогом) единицы 0 0 2 3 4 5 10
8.8. Количество национальных центров мирового уровня по соответствующем профилю (накопленным итогом) единицы 0 0 1 1 2 3 5
8.9. Количество созданных экспериментальных (тестовых) площадок при технопарках, ОЭЗ, ТОР и на ТСНР (накопленным итогом) единицы 3 4 5 7 10 12 16
8.10. Количество разработчиков: профильных исследовательских организаций и структурных подразделений, лабораторий (накопленным итогом) единицы 19 30 43 43 44 48 50
8.11. Разработано встроенное программное обеспечение, поддерживающее протоколы передачи данных (накопленным итогом) единицы 0 1 1 2 3 4 5
8.12. Программное обеспечение платформ в отдельных отраслях (накопленным итогом) единицы 1 1 6 10 12 15 16
8.13. Обеспечено создание российских технологических платформ в рамках реализации дорожной карты по развитию высокотехнологичной области интернет вещей единицы 0 1 2 3 4
8.14. Расширение (конверсия) частот в диапазонах 400, 800 МГц и увеличение максимальной эффективной излучаемой мощности сигналов до 500 мВт документ 0 1 0 0 0 0 0
8.15. Решение о принятии регуляторных правил по сертификации автоматизированных систем на объектах критически важных инфраструктур (накопленным итогом) документ 0 1 2 3 4 5 8
9 Показатели деятельности Центра компетенций по развитию высокотехнологичной области интернета вещей
9.1. Обеспечена экспертная поддержка реализации исследований и проектов по разработке и внедрению технологических продуктов и решений единицы 1 10 15 20 25
9.2. Обеспечена координация разработки и внедрения цифровых платформ на базе интернета вещей и их интеграции с государственными информационными системами в целевых отраслях применения единицы 0 2 3 5 7
9.3. Обеспечена экспертная поддержка профильных программ подготовки в области интернета вещей учащихся школ, техникумов, колледжей, бакалавров и магистров курсов повышения квалификации и внедрения профильных дисциплинарных блоков в существующие образовательные программы (в том числе онлайн) единицы 3 10 15 20 25

Наиболее дорогостоящие мероприятия дорожной карты

Самое дорогое мероприятие — это создание специализированных отраслевых облачных платформ в приоритетных отраслях и сферах жизнедеятельности. На это мероприятие будет затрачено ?17,75 млрд. Из этой суммы ?8,225 млрд выделит федеральный бюджет, ?9,5 млрд — внебюджетные источники. Число таких платформ должно быть не менее 15.

В состав данной платформы войдет единый стандарт отраслевых данных, созданный на основе базовых единых отечественных стандартов данных для интернета вещей, в том числе отраслевые своды нормативно-справочной информации, классификаторы и реестры. Также в нее войдут высокоуровневые программные библиотеки для разработки программного обеспечения (SDK), реализующие упомянутые отраслевые стандарты как на основе устройств, работающих под управлением отечественных операционных систем поверх низкоуровневых SDK, так и на основе платформы ИВ поверх соответствующих низкоуровневых SDK.

Кроме того, частью платформы станут специализированные отраслевые стандарты обмена данными с государственными информационными системами. При этом будет проведена интеграция с ключевыми ГИС через интеграционную платформу. Обозначенные компоненты платформы быть интегрированы друг с другом.

Второе по стоимости мероприятие — разработка специализированных отраслевых сервисов интернета вещей и услуг на базе отраслевых и технологических платформ ИВ. Мероприятие обойдется в ?4,47 млрд. Из этой суммы федеральный бюджет выделит ?1,58 млрд, а внебюджетные источники — ?2,89 млрд.

Среди прочего, будет обеспечено проектирование, пилотная эксплуатация и мелкосерийное производство специализированных аппаратных компонент, разработка драйверов и прочего ПО для поддержки работы данных устройств и компонент ИВ.

Также запланированы: разработка специализированного облачного ПО для облачной ИВ-платформы, интеграция сервисов с ГИС; разработка отраслевых стандартов обмена данными и реализующих их программных библиотек для разработки ПО (SDK); ускоренная стандартизация, сертификация, аккредитация аппаратного и программного обеспечения через технологические или отраслевые платформы интернета вещей; разработка специализированных учебных курсов и программ на платформе образовательного контента ИВ.

Создание отечественной операционной системы для интернета вещей с использованием развитых операционных систем, созданных на базе открытого исходного кода, обойдется в ?1,6 млрд. Из этой суммы ?1,2 млрд выделит федеральный бюджет, а остальные ?400 млн — внебюджетные источники.

Эта ОС будет создана в соответствии с перспективными направлениями развития отечественных приложений и устройств интернета вещей. В том числе будут осуществлены портирование маркетплейса приложений на ОС и разработка инструментов портирования на нее конечных приложений.

Аналогичная сумма будет потрачена на проведение исследований технологического ландшафта ГИС (а также других систем федеральных и региональных органов власти и отраслевых платформ), и существующих интеграционных инструментов (СМЭВ, СМЭВ 2, СМЭВ 3 и т.д.). В том числе будет определен перечень приоритетных информационных систем и платформ для интеграции и опубликована дорожная карта интеграции. Также запланированы: создание единой интеграционной платформы интернета вещей, реализующей интеграции с целевыми информационными системами; создание и публикация на веб-портале интернета вещей программных библиотек для разработки программного обеспечения (SDK), реализующих интеграцию с данной интеграционной платформой и поддерживающих отраслевые стандарты данных; разработка и реализация изменений в нормативно-правовой базе для обеспечения упрощенного порядка подключения сервисов интернета вещей к интеграционной платформе.

Внедрение централизованного веб-сервиса управления проектами в области интернета вещей для группы разработки стандартов и проектов реализации прикладного и инфраструктурного программного обеспечения обойдется в ?1,16 млрд. Из этой суммы федеральный бюджет потратит ?800 млн, внебюджетные источники — ?360 млн. Будет обеспечена координация всех инициатив, выполняемых в рамках реализации дорожной карты интернета вещей, и внедрение отечественного веб-портала ИВ.

?1,1 млрд

Наука и высокие технологии - другие новости