Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), которых цитирует РБК, оценили число граждан РФ, оказавшихся перед угрозой потери работы из-за ухода зарубежных компаний из России. Это 35-40 тыс. человек. При этом эксперты отмечают, что большинство уходящих из РФ компаний не закрывают свой бизнес, а продают его.
Иностранный бизнес формирует в России 2 млн рабочих мест напрямую, еще 4 — 6 млн человек связаны с ним косвенно. В компаниях, которые уже приостановили деятельность или полностью ушли из России после начала спецоперации на Украине, трудится 350 тыс. человек, в фактическом простое находятся 120–150 тыс. Сильнее всего от подобных решений зарубежного бизнеса пострадали работники пищевой, химической промышленности и автомобилестроения, наиболее тревожная ситуация сложилась в Калужской и Новгородской областях.
Эксперты отметили, что в России работают более 5000 иностранных компаний, еще 30 000 поставляют продукцию в Россию через дилерские или дистрибуторские центры. В совокупности они обеспечивают работой до 8 млн граждан РФ. Более половины компаний из недружественных стран, которые работают в России, продолжили работать как обычно. 46% из 600 крупнейших компаний объявили о сокращении деятельности в России, 21% — полностью ее прекратили.
По состоянию на начало июня из-за прекращения работы иностранных компаний в РФ в фактическом простое находятся 120 000 — 150 000 работников, прежде всего из сферы торговли и автопрома. Вице-премьер Татьяна Голикова называла схожую цифру — 131 000 человек. Эксперты пояснили, что разница в показателях появилась потому, что часть компаний, которые объявили о приостановке работы, фактически ее продолжили.
В исследовании отмечается, что окончательно решили уйти из России 90 компаний. Большинство из них заняты в сфере IT, финансовых услуг и пищевой промышленности. Из-за этого под прямой угрозой сокращения оказались 35 000 — 40 000 работников. По мнению экспертов, основная часть иностранных компаний, если решит покинуть российский рынок, сделает это через механизм продажи бизнеса. Часть компаний продолжила свою работу, но прекратила инвестиции в Россию, маркетинговую деятельность и разработку новых продуктов, что также грозит в перспективе потерей рабочих мест.