26 сентября стало известно, что Россия не будет выдвигать фильм на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Такое решение принял президиум Киноакадемии России. Вскоре председатель Российского оскаровского комитета Павел Чухрай в знак протеста ушел со своего поста. На фоне мировых событий судьба оскаровского комитета России представляется не такой значимой, однако на Кинопоиске посвященные премии материалы и традиционная оскаровская игра вызывали огромный интерес пользователей, при этом мы никогда не задавались вопросом, как устроен оскаровский комитет России. Рассказываем, что известно об организации, как было принято решение и что о нем говорят кинематографисты.
На официальном сайте Российской киноакадемии, которая административно курирует работу оскаровского комитета, появилось сообщение о том, что в 2022-м Россия не будет выдвигать фильм на «Оскар». Павел Чухрай, чей фильм «Вор» номинировали на премию Американской киноакадемии в 1998-м, в разговоре с ТАСС назвал решение Киноакадемии «неправовым» и уточнил, что оно «было принято через голову оскаровской комиссии». «С членами нашей независимой организации не только не советовались, нас даже не сочли нужным уведомить о таком решении. Это оскорбительно и незаконно», — рассказал режиссер.
Вслед за Чухраем из Российского оскаровского комитета вышли режиссеры Николай Досталь, Андрей Звягинцев и продюсер Сергей Сельянов, также несогласные с решением Киноакадемии. «Я выхожу не только из вышеназванной организации [оскаровского комитета], но также мое публичное заявление прошу экстраполировать на другие: Союз кинематографистов Российской Федерации; академию „Золотой орел“ и академию „Ника“. Я остаюсь русским режиссером и российским гражданином, только без академических и других членских привилегий принимать судьбоносные для кого бы то ни было решения», — пишет Звягинцев в заявлении, которое опубликовала «Медуза» (признана в России иноагентом. — Прим. ред.). Режиссер также назвал принятие решения «вопиющим волюнтаризмом нескольких членов комиссии, возомнивших, что достаточно их всевидящего и своевольного видения ситуации». Как сообщают в индустриальных Telegram-каналах, покинуть комитет также намерены режиссеры Вера Сторожева и Владимир Котт.
Еще неделю назад обсуждение, какой российский фильм выдвигать на «Оскар», шло в штатном режиме. Это Кинопоиску подтвердил Павел Чухрай: «Американцы прислали нам информацию, когда должна быть предоставлена картина». Вдобавок с 23 по 29 сентября в Доме кино, под крышей Союза кинематографистов, возглавляемого Никитой Михалковым, должно было состояться заседание оскаровского комитета. Через пару дней в Facebook (принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской. — Прим. ред.) продюсер фильма «Межсезонье» Максим Добромыслов поделился с друзьями радостной новостью: фильм вошел в лонг-лист картин, которые планировали выдвинуть на премию. По факту это значит, что Добромыслову пришло письмо от исполнительной дирекции Киноакадемии России.
Ситуация с отказом России выдвигать картину на «Оскар-2023» доказывает то, что нехотя, но подтверждали режиссеры и другие профессионалы индустрии, с которым общался Кинопоиск: ключевые решения в Киноакадемии России принимает единолично Никита Михалков. Свою позицию по отношению к премии режиссер высказал месяц назад во время Московского международного кинофестиваля. «Я вышел из этого [оскаровского] комитета. Считаю, что он абсолютно не нужен. Мне кажется, что выбирать фильм, который будет представлять РФ в стране, которая, по сути, отрицает сейчас существование России, просто бессмысленно», — заявил Михалков ТАСС. Ранее Никита Михалков предложил создать Евразийскую киноакадемию, которая по аналогии с Американской будет вручать свою премию. Работа над созданием Киноакадемии уже идет.
Кардинально противоположного мнения придерживаются режиссеры Алексей Учитель и Андрей Кончаловский, считающие, что не стоит игнорировать «Оскар».
Напомним, что в прошлом году 20 сентября российские продюсеры получили письмо от исполнительного комитета Киноакадемии России, в котором говорилось, что в отборе могут участвовать фильмы, коммерческий показ которых состоялся с 1 января по 31 декабря 2021 года. Спустя месяц, 25 октября, стало известно, что от России выдвинули фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки», победивший в конкурсе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2021 года.
Информации о том, что представляет собой эта организация и какова процедура и критерии выдвижения фильма на премию от национальной кинематографии, крайне мало. В сообщении Киноакадемии России об игнорировании «Оскара» уточнялось, что состав комиссии, которая выбирает фильм, «формируется и утверждается президиумом Киноакадемии России». Пост президента Киноакадемии России занимает Никита Михалков. На запрос Кинопоиска о комментарии оскаровский лауреат, который получил статуэтку в 1995-м за фильм «Утомленные солнцем», не ответил.
Частичное представление о работе оскаровского комитета России дает книга «Выходит продюсер» Александра Роднянского. Они вместе с Андреем Звягинцевым работали над фильмами «Левиафан» и «Нелюбовь», номинированными на «Оскар» от России в 2015-м и 2018-м. В книге Роднянский упоминает, как комитет рассматривал «Елену» Звягинцева. В первый год фильм не прошел из-за регламента (не вышел в прокат), во второй год «Елена» соперничала с «Фаустом» Александра Сокурова. Фильмы набрали равное количество голосов академиков, но дальше началось что-то странное. Тогдашний председатель комиссии Владимир Меньшов попросил проголосовать пять-шесть людей, отсутствовавших во время основного заседания комитета. Все они единогласно выбрали «Белого тигра» Карена Шахназарова, которого и заявили от России. В итоге он не вошел в лонг-лист премии.
В ситуации с «Левиафаном» команда фильма действовала решительнее: они запросили список членов комитета и получили отказ. Но Роднянский знал принцип формирования списка: в комитет входили режиссеры и продюсеры, чьи фильмы побеждали на значимых мировых фестивалях или были номинированы на «Оскар» (призы за режиссуру не считались). Так команда сама составила примерный список и показала «Левиафан» всем участникам. Помня историю с «Еленой», команда даже собрала доверенности на голосование с тех членов комитета, которые не смогли попасть на заседание. День заседания назначили неожиданно и выбрали выходной (вероятно, чтобы не все участники смогли на него попасть). По словам Роднянского, комитет хотел разделить голоса между двумя фильмами, как в случае с «Еленой», и подготовил доверенности отсутствовавших. Их шесть голосов ушли «Горько!». За комедию Жоры Крыжовникова лично на заседании проголосовали Меньшов и продюсер Федор Попов. Так, 8 голосов ушло «Горько!», 14 — «Левиафану», который в итоге и представлял Россию на «Оскаре».
После новостей о Киноакадемии в «Коммерсанте» вышла статья Андрея Плахова. Критик считает, что решение не выдвигать фильм на «Оскар» принял Никита Михалков, в зависимости от которого находился оскаровский комитет. Более того, по мнению Плахова, российский комитет фактически прекратил свое существование после демонстративного ухода режиссеров и продюсеров вслед за Чухраем.
Материал, посвященный истории СССР и России на «Оскаре», вышел и в «Медузе» (признана иноагентом. — Прим. ред.). В нем критик Антон Долин называет отказ от выдвижения на «Оскар» закономерным итогом и «эмансипацией» от американского влияния. Долин тоже считает, что решение игнорировать «Оскар» принял Никита Михалков, а оскаровский комитет критик называет организацией «предельно непрозрачной, состав которой периодически менялся или обновлялся по непонятному принципу».
Кинокритик и обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова отмечала, что на сайте Киноакадемии не указан список ее участников. Тем не менее ей удалось найти его и поделиться им в своем Telegram-канале. В списке указано 25 человек, в том числе скончавшиеся режиссеры Игорь Масленников и Владимир Наумов, а также вышедший из комиссии в августе 2022-го Никита Михалков. Другие участники — продюсер Сергей Мелькумов («Мама, я дома», «Разжимая кулаки»), Глеб Панфилов («Иван Денисович»), Александр Сокуров («Сказка», «Русский ковчег») и Карен Шахназаров («Курьер»).
Кинопоиск обратился к режиссерам и другим деятелям индустрии, чьи имена фигурируют в списке членов Киноакадемии. Многие из них ответили, что комментарии, которые они могли бы дать, не могут быть опубликованы по цензурным соображениям. А один из респондентов предложил «в молчании насладиться величием происходящей катастрофы».
С 1992-го Россия лишь один раз не выдвигала фильм на «Оскар» — в 1993-м, когда ни один фильм не выбрали. За последние 30 лет Россия получила только одну статуэтку в категории «Лучший иностранный фильм» за «Утомленных солнцем». Шесть картин было номинировано: «Нелюбовь» (2018) и «Левиафан» (2015) Андрея Звягинцева, «12» (2008) и «Урга — территория любви» (1993) Никиты Михалкова, «Вор» Павла Чухрая (1998) и «Кавказский пленник» (1997) Сергея Бодрова.