МТС, Tele2, «Мегафон» и «Билайн» в ближайшие несколько недель поднимут цены в архивных тарифах. Операторы объясняют это ростом расходов и необходимостью закупать специальное оборудование для выполнения российского законодательства. Цены вырастут минимум на 10%, а дополнительные опции взамен получат далеко не все абоненты.
Российские операторы связи из состава «Большой четверки» намерены в самом ближайшем будущем повысить цены на свои услуги. Как пишет «Коммерсант», подорожание связи коснется пока только абонентов, пользующихся архивными тарифами.
«Большая четверка» – это «Вымпелком» (бренд «Билайн»), Tele2, МТС и «Мегафон». По информации издания, первым цены задерет «Билайн». Его архивные тарифы подорожают на 10%.
МТС еще в начале января 2022 г. провели массовую рассылку о росте цен при сохранении нынешнего набора услуг. На некоторых тарифах плата увеличится на 60 руб. Другими словами, абоненты МТС с архивными тарифами не получат никаких дополнительных бонусов, но при этом будут вынуждены доплачивать оператору. Редакция CNews уточняет, что в некоторых регионах МТС перенес в архив тариф «Посекундный» без абонентской платы. Цены на него тоже вырастут с 31 января 2022 г.
«Билайн», напротив, собирается предложить абонентам архивных тарифов дополнительные бонусы. «Абонентов предупредим заранее и предоставим возможность выбора дополнительных бонусов либо смены тарифного плана», – сообщили «Коммерсанту» представители оператора. Однако пока неясно, каких именно тарифов это коснется, и во всех ли регионах присутствия «Билайна» пройдет раздача бонусов.
Следом за МТС и «Билайном» цены вырастут и для абонентов оставшихся двух представителей «Большой четверки». Это случится в феврале 2022 г.
«Билайн», «Мегафон» и Tele2 пока не объясняют причин удорожания архивных тарифов. МТС же еще в середине декабря 2021 г. опубликовали целый перечень фактов, подтолкнувших компанию к этому.
Первым в списке отмечен «значительный рост потребления мобильного интернета». По информации МТС, из-за этого растут и «вложения в поддержку и модернизацию сетей связи».
Также оператор упомянул и рост цен на оборудование для модернизации сетей связи. Отдельно МТС отметили и возросшие услуги логистики – за доставку сетевого «железа» компания теперь платит больше.
Российское законодательство замыкает топ-3 основных причин того, что абоненты одного из крупнейших российских операторов будут вынуждены платить за связь больше. МТС заявили, что «исполнение новых законов, предъявляемых операторам, требует дополнительных вложений в специальное оборудование и программное обеспечение».
Вероятнее всего, речь идет о так называемом «законе Яровой», также известном как «пакет Яровой». Это поправки к федеральному закону ФЗ-374 «О противодействии терроризму», предложенные депутатом Ириной Яровой. Согласно требованиям этих поправок, все операторы связи и интернет-провайдеры обязаны хранить все телефонные разговоры и переписку пользователей в течение шести месяцев, а сообщения, передаваемые через Глобальную сеть, – в течение 30 дней. Закон также предусматривает обязанность операторов в течение пяти лет ежегодно увеличивать емкость хранилищ на 15%.
Поправки «Яровой» вступили в силу 1 июля 2018 г.
Рост цен в архивных тарифах может являться своего рода стимулом к переходу абонентов на более современные линейки. Как пишет «Коммерсант», такого мнения придерживается аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.
Почему администраторы не заметят миграцию данных в облака ОблакаС его слов, основной метрикой тарифа на сотовую связь в настоящее время является стоимость 1 ГБ трафика. Либин считает, что новые тарифы в этом плане могут быть выгоднее архивных. Однако он добавил, что «при использовании актуальных тарифов средний чек с пользователя выше, так что операторы будут в выигрыше».
«Сейчас ситуация на телекоммуникационном рынке благоприятна для повышения цен, поскольку все операторы большой четверки заинтересованы в росте монетизации больше, чем в наращивании абонентской базы», – подытожил Сергей Либин.
Операторы регулярно повышают плату на архивных тарифах, но иногда государство выступает против этого, что особенно хорошо видно на примере Tele2. В мае 2020 г., в самый разгар коронавируса, самоизоляции и вызванных ею массовых банкротств компаний и сокращений персонала оператор неожиданно повысил цены на целый ряд устаревших тарифов. На тот момент цены подскочили в среднем на 10%, и в общей сложности изменения коснулись 11,5 млн абонентов.
В июне 2020 г. ситуацию взяла на контроль Федеральная антимонопольная служба России, заявив, что Tele2 не предоставила экономических обоснований для повышения цен на тарифах.
Какие сервисы помогают автоматизировать процедуры финансового законодательства БизнесВ середине июля 2020 г. CNews писал, что ФАС решила провести проверку повышений тарифов Tele2 с 12 мая 2020 г. Оператор предоставил экономические обоснования, но Службу они не удовлетворили. Итогом расследования мог стать штраф в размере 15% годовой выручки.
В конце октября 2020 г. ФАС признала Tele2 виновной в нарушении антимонопольного законодательства. Однако уже в январе 2021 г. цены на тарифах Tele2 вновь выросли. В феврале 2021 г. в отношении Tele2 было заведено еще одно дело о нарушении российского антимонопольного законодательства.
В середине сентября 2021 г. ФАС предписала Tele2 вернуть необоснованно завышенные цены на архивные тарифы и пригрозила ему полумиллионным штрафом. В самом конце декабря 2021 г. Tele2 решил прекратить спор с ФАС и согласился отменить оба повышения цен.
Эльяс Касми
Бесплатная подписка на новости CNews
Нажимая кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку и хранение персональных данных.