В случае серьезной аварии на Запорожской АЭС в соответствии с розой ветров на понедельник, 29 августа, радиоактивное облако накроет часть юга Украины и юго-западные регионы.
«В случае аварии на одном из энергоблоков ЗАЭС облако распространения радиации будет двигаться по ветру к юго-востоку в сторону России», — заявили специалисты Госатомрегулирования Украины.
Между тем физик-ядерщик Дмитрий Горчаков в колонке для E1.ru объяснил, чем грозит обстрел ЗАЭС. Он пояснил, что на Запорожской АЭС находятся водо-водяные реакторы ВВЭР-1000 принципиально иной конструкции, чем были установлены в Чернобыле. Они более безопасны. Радиоактивный теплоноситель не выходит за пределы реакторного отделения, и в них нет горючего графита, и есть прочный стальной корпус с толщиной стенок в 20 сантиметров. Реакторные отделения закрыты со всех сторон контейнментом — бетонной защитной оболочкой из предварительно напряженного железобетона толщиной 120 см.
Тем не менее ни один энергоблок АЭС не рассчитан на боевые действия и угрозы. Артобстрел в худшем случае может привести к повреждению контейнмента, образованию трещины или даже пробоины, но это само по себе не вызовет ядерной аварии. Если реактор не поврежден, он может работать и без контейнмента.
Только если в результате обстрела будет пробит и сам бетонный контейнмент и будет попадание в сам реактор или оборудование первого контура — тогда возможна его разгерметизация и выброс радиоактивного пара. В худшем случае — вместе с ядерным топливом. Однако это может произойти лишь в результате целенаправленного и длительного обстрела контейнмента либо в результате использования специальных боеприпасов. «Случайным снарядом или бомбой такое не сделать», — подчеркнул эксперт.
Если контейнмент поврежден, то радиоактивный пар и летучие элементы из поврежденного топлива будут выброшены наружу, рассказал Горчаков. В первую очередь далеко может улететь летучий йод-131. Однако его период полураспада всего восемь дней, и он будет представлять угрозу лишь короткое время. Также с аэрозолями может улететь цезий-137 с периодом полураспада в 30 лет, и, как и в Чернобыле, он может определять основное загрязнение территории. В худшем случае также возможен выброс и самих фрагментов ядерного топлива из реактора, но в силу их тяжести, наличия остатков контейнмента и конфигурации блоков ВВЭР речь будет идти в основном о локальном загрязнении вблизи блока.
Помимо реакторных отделений, на Запорожской АЭС есть еще одна площадка, где находится ядерное топливо. Однако потенциальный ущерб при его разрушении — локальное загрязнение внутри периметра АЭС.
Худший вариант — если нарушится энергоснабжение станции, будет ее отключение от внешних сетей из-за обрыва линий электропередач, и из-за обстрелов такие обрывы уже случались. Если резервные дизель-генераторы тоже выйдут из строя, возникнет сценарий, который реализовался на Фукусиме. «Это опасно тем, что топливо может перегреться, расплавиться, проплавить корпус реактора и в итоге нарушить герметичность контейнмента. Возможно загрязнение поверхностных и грунтовых вод», — говорит ученый.
Подобная авария будет развиваться на протяжении нескольких дней. «Перегрев не происходит одномоментно, и в этой ситуации у персонала, если ему помогать, а не мешать, будет время для того, чтобы успеть отреагировать. По сути, сейчас украинский персонал, который и продолжает работать на АЭС, ведет борьбу за живучесть станции в условиях невероятного стресса, восстанавливая повреждаемые системы и пытаясь не допустить аварийных ситуаций. Они все герои. И они же больше всего рискуют, так как большинство сценариев аварий грозит именно локальными загрязнениями и угрожает персоналу и находящимся на станции людям», — подчеркнул Горчаков.
«Подводя итог, я бы сказал, что в силу конструкционных особенностей авария уровня чернобыльской или фукусимской на Запорожской АЭС маловероятна. Тем не менее аварии на ней возможны, в том числе с выбросом радиации и локальным загрязнением, поэтому никакие военные действия вокруг нее не допустимы и должны быть немедленно прекращены. Чрезвычайно важно, чтобы как можно скорее на станцию прибыла миссия Международного агентства по атомной энергии для независимой экспертизы ситуации на ней, как в техническом плане, так и в гуманитарном. Но лучше всего было бы, чтобы территория вокруг АЭС была полностью демилитаризована, с миротворцами ООН или каким-то иным способом», — считает эксперт.