a
b
c
d
FindNews.ru - новости, последние события, хроники.

Война, любовь и патриархальные устои: о чем рассказывают короткие метры, показанные на «Маяке»

В Геленджике продолжается фестиваль актуального российского кино «Маяк». Зрителям уже показали долгожданную «Анору» (наши отзывы на нее можно найти здесь), а также несколько убедительных дебютов вроде «Папа умер в субботу» и «На этой земле». С этого года на смотр отбирают не только полные метры, но и короткометражные картины. Этим занимается киновед Андрей Щиголев, который из 500 работ выбрал лишь семь. Очень разных, но в то же время схожих в своей попытке набросать очертания сегодняшнего дня. Мы посмотрели конкурсную программу целиком и теперь рассказываем, чем удивляют прошедшие жесткую селекцию коротыши.

«Спасение»

реж. Никита Добрынин

title=

Образ беспощадной русской зимы стал едва ли не центральным на «Маяке». Среди вечных снегов герои конкурсных фильмов обречены то искать себя, то переосознавать жизнь, менять убеждения. Подобные трансформации происходят и с главным героем «Спасения» Андреем — русским дворянином, который на излете девятнадцатого столетия добровольно идет на войну, чтобы пройти ее вместе с народом. Благородное бесстрашие быстро сменяется леденящим ужасом, а в конце и вовсе оборачивается религиозным откровением.

«Спасение» — фильм-зарисовка по мотивам рассказа Всеволода Гаршина «Четыре дня». Снял ленту Никита Добрынин, выпускник мастерской Александра Сокурова, чье влияние чувствуется с первых кадров. Это живописное (художник-постановщик — Сергей Кальварский, еще один сокуровский ученик; ориентир — картины Василия Верещагина) батальное полотно, в котором не показан противник. Блуждающие солдатские души сражаются с самой смертью, которая настигает их в виде града шальных пуль. Вернуться победителем с этой (и, очевидно, любой другой) войны не получится. Вердикт режиссера: «Человек, ушедший на фронт обречен скитаться вечным солдатом».

«Хребет»

реж. Кристина Панова

title=

Семён — врач в исправительной колонии. Жизнь его циклична. Утренняя электричка. Рабочий день во ФСИН. Уютный вечер дома в компании беременной жены и маленькой дочки. Иногда газировка, смешанная с алкоголем, чтобы забыться. Так бы все и шло, если бы не инцидент. Однажды сотрудники тюрьмы забивают до смерти заключенного по фамилии Абдулаев. А в документах доктора просят написать: упал со стремянки. На следующее утро Семён в электричке случайно знакомится с матерью погибшего и встает перед выбором — рассказать убитой горем женщине правду или промолчать.

«Хребет», снятый выпускницей Московской школы кино Кристиной Пановой, — наследник традиций кино морального беспокойства. Это фильм о несостоявшемся восстании, о столкновении человека и системы. Визуально картина сделана просто, но воздействует на публику безотказно. То ли из-за близкой российскому зрителю темы, то ли из-за пронзительной игры телевизионного артиста Сергея Щедрина и убедительной фактуры, о сборе которой можно снять отдельный короткий метр. По словам режиссера, при написании сценария она знакомилась с людьми, ходящими на свидания в колонию, и даже общалась с фейкового (мужского) аккаунта с сотрудниками ФСИН.

«6.21»

реж. Сергей Рамз

title=

Мариэлла (дебютная роль бывшей киножурналистки Инны Син) устраивается на работу в фешенебельный отель, где царит атмосфера строгой дисциплины. Под предводительством старшей горничной (Ольга Ергина), крутящей шашни с местным электриком (яркий выход Максима Стоянова), девушка усваивает четкие правила уборки номеров. Однако «6.21» не производственная драма, а немая, сюрреалистическая, в духе Йоргоса Лантимоса, зарисовка об одиночестве. Мариэллу необъяснимо тянет в комнату под номером шесть точка два один, где стоит большой советский шкаф, на который никто не обращает внимания. Для героини же он становится не то напоминанием о прошлом, не то родственной душой или даже любовным интересом. А может, и всем сразу.

Картину снял Сергей Рамз, также выпускник МШК, которого, нельзя назвать новичком. На его счету уже несколько работ (в том числе «Конец войны», вышедший на Кинопоиске). «6.21» — еще одна удача в послужном списке режиссера. Посекундно выверенный, остроумный и нежный фильм, свободный от семантических рамок, навязанных репликами. О необъяснимых чувствах тут говорят робкими жестами и пылким танцем, который неизбежно навеет мысли о «Титане» Жюлии Дюкурно.

«Гимн чуме»

реж. «Атака51»

title=

Сюжет 13-минутного фильма, снятого коллективом «Атака51», укладывается в одно предложение. Во время оркестровой записи композиции по мотивам «Пира во время чумы» Пушкина старый советский музыкальный зал сотрясает мистическая сила. Картина берет постепенно нарастающим саспенсом. Сперва игравшего у входа в зал мальчика буквально поглощает стена. Затем стулья, стойки и листы бумаги начинают летать по комнате сами собой. Звукорежиссер исчезает из студии, оставляя лишь чашку кофе. Неопознанное эхо катастрофы настигает всё и всех.

Перед «Маяком» «Гимн чуме» уже успели показать за рубежом. На фестивале в Локарно картина даже удостоилась «Серебряного леопарда» в короткометражном конкурсе. Постановщики предложили Леониду Фёдорову и Владимиру Мартынову снять кино по повести Хулио Кортасара «Захваченный дом» еще до пандемии ковида. Производство фильма шло пять лет, и за это время ощущение всепоглощающего ужаса стало для человечества чем-то привычным и, как для музыкантов в фильме, незаметным. Экранный мир и реальность случайно пересеклись, и у экспериментального постхоррора появилось дополнительное измерение. Впрочем, и без него «Гимн чуме» смотрится жутко. Во много благодаря выдающемуся саунд-дизайну и виртуозным аналоговым спецэффектам.

«Клок»

реж. Лиана Сукиасян

title=

Скупая на маленькие радости жизнь Замиры (Фатима Хосонова), вот-вот радикально переменится. Муж (Казбек Кочиев) считает, что семье пора покинуть насиженное место, и ставит жену перед фактом. Перед переездом женщине предстоит расстаться со знакомым бытом, центром которого была рыжая молочная буренка Маша. На протест не остается сил. Корова будет продана на убой, а близость между животным и человеком, зажатым в тисках многовековых традиций, сузится до последнего клока шерсти, отрезанного Замирой на память.

Дипломная работа Лианы Сукиасян напоминает фильмы сокуровцев, чьи герои также мечтают порвать с патриархальными устоями. Но училась режиссер во ВГИКе (мастерская Владимира Меньшова), а сценарий писала вместе с Павлой Стратулат, чью «Агнию» показали в основном конкурсе «Маяка». У дуэта получилась камерная, в стиле ранних Дарденнов, болезненная картина о женщине, жаждущей обрести контроль над собственной жизнью. Еще один призыв разжать наконец кулаки.

«Возвращение»

реж. Светлана Владимирова

title=

Прошедший хаос афганской войны Алексей (Сергей Савлук) оказывается дома, где чувствует себя чужим. Дети подросли, жена перешила под них вещи отца и, судя по всему, стала проводить время с другим мужчиной. Нетрудно догадаться, что «Возвращение» снято по одноименной повести Андрея Платонова. Только Света Владимирова, 20-летняя ученица Ивана Твердовского, намерено смещает акценты и, как часто бывает с молодыми режиссерами, увлекается цитатами из Тарковского и Звягинцева.

По уровню исполнения картина Владимировой еще совсем ученическая, и сталкивать ее с работами более опытных конкурсантов, возможно, неправильно. Но режиссерская мысль в «Возвращении» бьется. Автор, вторя Платонову, пытается разобраться в том, как фронтовые реалии искажают пропорции мирной жизни. И временной сеттинг здесь, как и в случае со «Спасением» Добрынина, совсем не важен.

«Эфир»

реж. Николай Суходолов

title=

Робкий, но бдительный охранник в ТЦ (Ефим Белосорочка) работу выполняет добросовестно. И лишь иногда отвлекается в торговом зале на завораживающий рекламный ролик с красивой моделью в розовом платье. Однажды фокус внимания сбивает красивая покупательница почти как с экрана. Начинаются кошки-мышки, разыгрываемые намеками, спонтанными жестами и отнюдь не случайными взглядами.

«Эфир», снятый Николаем Суходоловым, держится на хай-концепте в духе короткометражек студии Pixar. Что если у охранников есть чувства? Посетители и не подозревают о том, что у облаченных в костюмы воротил, привычно не спускающих с них глаз, есть собственный мир, полный радиопереговоров, спонтанных пари на писк антикражной системы, обсуждений покупателей. Картина рифмуется с «6.21» — это тоже маленький анекдот о внезапно вспыхнувшем большом чувстве.


Автор: Никита Демченко

Культура - другие новости