Александр Лукашенко своими действиями подтверждает намерение сохранить персональные властные полномочия на неопределенный срок. Вопрос конституционных преобразований уже не планируется рассматривать на референдуме: «бацька» понимает, что теперь любое голосование по его инициативам будет протестным. Однако менять Конституцию надо — это условие, неофициально выставленное и Европой, и Россией.
Судя по всему, «директор государства» нашел для себя выход: конституционная реформа будет проведена через Всебелорусское народное собрание, которое предварительно назначено на 27 января. Оно от имени народа инициирует внесение изменений в Основной закон, которые в дальнейшем утвердит парламент. Далее, возможно весной, проводятся новые парламентские выборы, и уже следующий состав депутатов, избранный по новой Конституции, должен придать легитимность новому-старому президенту и правительству.
Этот вариант был бы всем хорош, если бы не одно «но»: Всебелорусское народное собрание не является конституционным органом. Оно вообще не имеет никакого официального статуса.
Люди, выросшие при СССР, помнят такие размытые определения, как «трудовые коллективы», «организации ветеранов», «лучшие люди страны» и прочая «передовая общественность», с подачи которых «партия и правительство» принимали различные (зачастую малопопулярные) решения. В постсоветской Белоруссии эта практика была успешно развита — появилось «Всебелорусское народное собрание», которое власти официально определяют так: общее собрание представителей белорусского правительства и других ветвей власти, руководителей и тружеников предприятий, деятелей науки и культуры, одна из важнейших форм народовластия в Республике Беларусь.