Электросамокат — это средство индивидуальной мобильности (СИМ). Такая категория транспортных средств появилась в ПДД с 1 марта 2023 года. Мощность мотора (моторов) СИМ в режиме длительной нагрузки ограничена 0,25 кВт. При соблюдении этого требования права для управления СИМ не требуются. Электросамокаты с мощностью мотора (моторов) от 0,25 до 4 кВт приравниваются уже к мопедам, а свыше 4 кВт — к мотоциклам. В таких случаях для управления требуются права категорий М и А соответственно.
В России насчитывается порядка полумиллиона СИМ, большинство из которых — электросамокаты. Как и любые другие транспортные средства, СИМ попадают в ДТП. В 2024 году их количество увеличилось на 42,8% (всего 4,42 тыс.), а количество погибших в таких авариях — на 25,6% (всего 54 человека). По данным МВД, 65% этих инцидентов связаны с использованием арендованных электросамокатов.
Лидируют по аварийности с участием СИМ следующие регионы:
Все это вызывает общественный резонанс. Так, по результатам прошлогоднего опроса, проведенного компанией «Левада-Центр», за запрет электросамокатов высказалось 33% москвичей, тогда как 57% придерживаются противоположного мнения. Среди противников такого вида СИМ преобладают жители столицы в возрасте от 55 лет (35%), менее обеспеченные (48%) и те, кто никогда не пользовался электросамокатами (38%).
Причинами негативного отношения к электросамокатам в ходе опроса чаще всего назывались:
Власти реагируют на эти настроения. В Госдуме прозвучали предложения убрать электросамокаты с тротуаров и разрешить передвижение на таких СИМ только по велодорожкам или в рамках специальной инфраструктуры. Со своей стороны, Следственный комитет РФ внес в высший законодательный орган страны предложения, которые позволят приравнять СИМ к механическим транспортным средствам, а использующих их — к водителям, что подразумевает, в частности, запрет на управление электросамокатами до достижения 16-летнего возраста.
Требования к движению лиц, использующих СИМ, сформулированы в разделе 24 ПДД. Подробнее читайте о них по ссылке.
Следует отметить, что в настоящее время в отношении привлечения к ответственности лиц, управляющих СИМ, существует нормативная коллизия. Пункт 1.2 ПДД относит СИМ к транспортным средствам, тогда как в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ дается определение транспортного средства, под которое СИМ, и электросамокаты в частности, не подпадают, поскольку для управления ими не требуются права.
В начале апреля Общественная палата РФ направила предложения в адрес Минтранса и МВД по выделению в КоАП в особую категорию штрафов для лиц, управляющих электросамокатами. В документе указывается, что в 2024 году в их отношении было возбуждено более 70 тыс. дел об административных правонарушениях, в основном по ч. 2 ст.12.29 КоАП РФ. Она предусматривает штраф в размере 800 руб. за нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, кроме пешеходов и пассажиров. Для той же категории лиц ч. 3 ст.12.29 КоАП РФ устанавливает штраф от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. за нарушения, совершенные в состоянии опьянения.
В отношении пользователей прокатных электросамокатов кикшеринговые компании устанавливают собственные, гораздо более жесткие санкции. В настоящий момент нарушители могут быть оштрафованы:
Правилами сервисов кикшеринга предусмотрены и штрафы за другие виды нарушений:
В ряде зон в Москве действует запрет на использование электросамокатов с 12:00 до 23:59. Такие зоны отмечены на карте в разделе «Московский прокат» на сайте столичного Департамента транспорта.
Есть ограничения и в ряде городов России:
В 2025 году движение на арендованных электросамокатах полностью запрещено в 36 зонах, которые отмечены на картах в мобильных приложениях сервисов кикшернига. Кроме того, в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах Петербурга запрещена парковка арендных электросамокатов.
В Геленджике с 2024 года запрещено кататься на электросамокатах по набережной.
В Перми пользоваться электросамокатами не запрещено, но с 2024 года сервисы кикшеринга приостановили работу в городе после введения правила, согласно которому такие СИМ можно оставлять только на велопарковках. В центре, где спрос на услугу особенно велик, их нет, что делает работу операторов нерентабельной.
С 2024 года введен полный запрет передвижения на электросамокатах в 23 зонах города. С 2025 года установлены ограничения на части федеральной территории «Сириус».
Ограничения на использование электросамокатов практикуются и за рубежом.
В городах Нидерландов передвигаться на электросамокатах по дорогам общего пользования запрещено. В Амстердаме под предлогом перегруженности велодорожек резко выступили против предложения властей страны возобновить работу кикшеринговых компаний с 2025 года.
С осени 2023 года сервисы кикшеринга в столице Франции запрещены. Разрешается использовать только личные электросамокаты.
С 2021 года в крупнейшем городе Канады электросамокаты, в том числе личные, полностью запрещены.
Весной прошлого года столичный мэр Сергей Собянин заявил, что москвичам не будут запрещать кататься на самокатах по тротуарам, но эту сферу будут жестче контролировать. Для выявления нарушителей с помощью средств видеофиксации на прокатные электросамокаты стали устанавливать номерные знаки, а в 2025 году появилась их укрупненная версия.
Лица, выступающие за запрет электросамокатов, могут направлять соответствующие запросы:
Читайте также: